Древняя Русь была сильна Своим благочестием. Князья русские учили народ любить Бога, любить ближнего и «Отче наш» положить в основу жизни. Чтение Библии, Псалтири и Жития святых в семейном кругу стало доброй древней традицией на Святой Руси. Учителя учили детей по Евангелию, судьи судили по Закону Божиему, и все начальствующие считали, что преступление заповедей Божиих есть грех, а грех есть преступление. За правило считалось, что только верующий, добрый учитель может быть допущен к обучению детей, ибо в детском возрасте закладываются основы благочестия, трудолюбия, терпения, смирения, мира, любви. Так продолжалось до XVIII века.
Царь Петр I своими реформами навел много бед. Он упразднил патриаршество, закрыл монастыри, открыл гонение на монашество. Своими нововведениями он подрывал традиционный уклад жизни народа, наносил удар по основам благочестия, Петр прорубил «окно» в Европу, и русское общество подпадало под тлетворное влияние Запада, все больше утрачи¬вало свои нравственные устои и пропитывалось грубым материализмом.
По слову поэта, сей «мудрейший меж царей, потомок Филарета» «ввел пагубный разврат», и этим навлек великое бедствие на русский народ — войну 1812 года. За нечестие, за неверие «карает Бог Москву чужим бичом». Пожар Москвы стал очистительным огнем от греховной скверны.
XVIII век взрастил в дворянстве все западные пороки: роскошь и непозволительное расточительство, разнузданность и свободу нравов, насмешки и кощунство в адрес Церкви. Дворянство потеряло всякий стыд. При дворе и в армии царили щегольство, казнокрадство, самоуправство, игра в карты и донжуанские похождения. Подражание французским обычаям стало отличительной чертой столичной знати. «Освобожденная» женщина скоро поддалась внушению страстей и, не находя нравственной опоры в окружавшей ее среде, увлеклась легкостью нравов, что воспринималось как стремление к прогрессу и к «просвещенной» Европе.
Искренняя вера стала считаться признаком отсталости и необразованности. Просвещенные сословия все дальше удалялись от Бога и Его заповедей . Всякая глава в болезнь — верхи общества, и всякое сердце в печаль — народ (Ис. 1, 5). Из-за негодных вождей и народ в конце концов сворачивает с пути. . .
Сила грехов неизбежно приводит к катастрофе в масштабах нации и государства. Поэтому несомненна прямая связь между нравственным состоянием общества и последующим нашествием французов в 1812 г.
Для «плотского» человека именно война может быть восстановлением к подлинной духовной жизни. И когда русский народ в скорби за Отечество обратился к молитвам и исповеданию своих заблуждений, то Господь сокрушил сильного и дотоле непобедимого французского врага.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Бог являет скорбные и бедственные для нас обстоятельства именно для того, «чтобы человек освободидся от грехов, а не для того, чтобы пребывал во грехах и добавлял новые».
Революция 1917 года также явилась следствием отступления от Бога, увлечения атеизмом, материализмом: нет вечности, не Бога, нет души, человек произошел от обезьяны. Вот и стали жить «по-обезъяньи», отбросив стыд и разум.
Праотеческая вера, все «старое», на чем держались главнейшие устои русской церковности, государственности и народного быта, чем жили предыдущие поколения, все это стало ниспровергаться, осмеиваться и заменяться новым знанием; Русское общество явно катилось в сторону безбожия со всеми вытекающими последствиями.
Революция стала неизбежной. С революционеров не снимается ответственность за их злодеяния, но у них была роль Навуходоносора - бича в руке Божией. Отступил от веры русский народ — Господь попустил силам зла сокрушить Российскую Империю.
В послереволюционной России наступил страшный период борьбы с Православием, сопровождавшийся массовым закрытием церквей, запрещением Закона Божьего. Проводятся безбожные пятилетки, к концу которых в стране должен быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник.
События 1941—1945 гг. встряхнули русский народ от греховного сна. Первые месяцы непрерывного отступления и страшных поражений были теми ударами, которыми Господь подталкивал Свой неверный народ к спасительному покаянию. Постепенно пришло понимание, что война — наказание за атеизм, безбожие, огненное испытание.
По верному слову пророка: Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде (Ис. 26, 9). В России началось массовое открытие православных храмов. Было открыто 22 тысяч церквей, 85 монастырей, духовные семинарии и академии. А ведь к началу Великой Отечественной войны осталось всего лишь 150 действующих приходов из 77 тысяч, бывших в Российской Империи, закрыты были все монастыри, семинарии. Восстановили патриаршество, ликвидировали расколы. Стали печатать Евангелие, Библию, Божественную литературу. Разрешили получать духовное образование, посещать богословские курсы.
Война очистила сердца многих русских людей. Многие обрели веру, вернулись в лоно Церкви. Храмы наполнялись верующими, молящимися о победе, молились правители, молилась вся страна; стали совершаться крестные ходы с чудотворными иконами, уничтожалась атеистическая литература и возвещалось слово Божие. И Господь стал являть чудеса: фашисты так и не смогли взять почти совсем открытую для них Москву; раньше срока ударили невиданные 50-градусные морозы, выводившие из строя фашистскую технику и войска; чудом выстоял обреченный Ленинград; открылся военный гений в русских полководцах, смекалка и великое мужество с воинский находчивостью; неимоверными усилиями выстоял Сталинград. А вскоре началось великое контрнаступление.
Правительство и народ видели огромную силу веры Христовой и поняли, что надо возвращаться к Евангелию, к добру, к церковной жизни. С возрождением Церкви началось возрождение страны. Были запрещены гомосексуализм и другие извращения, аборты, проституция, порнография, — словом, строго карались преступления, запрещенные Законом Божиим. Строго подходили к разводам, к делу воспитания детей. Все эти мероприятия приводили к упрочению нравственности и благочестия в народе.
Бог подает свою помощь, когда каются в грехах, когда молятся, когда стараются исполнять заповеди Его. Так было при татарах, при поляках, при Наполеоне, при фашистском нашествии. А когда оставляют Бога, бесчинствуют, тогда отлучаются от Церкви и становятся подобными язычникам.
В последнюю войну с нацистами погибло 20 млн. русского народа - пятая часть; 6 млн. евреев - это треть народа; 30 млн. европейцев. Бог творит Свое правосудие. Россияне искупали свое отступничество, евреи - свое, европейцы - свое.
Бог дал людям закон нравственный, чтобы при его исполнении хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь (Втор. 6, 24). Этот нравственный закон определяет нормы поведения человека.
Заповеди, данные Богом, легли в основу, как человеческой нравственности, так и его законодательства. Это знаменитое Десятисловие — 10 заповедей Божиих:
1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут щебе бози инии разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и со- твориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни, всего, елика ближняго твоего (Исх. 20, 1—17). 
И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди закона пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам (Втор. 6, 25).
«Заповеди даны против страстей, чтобы очистить душу и ввести ее в первобытное состояние» (прп. Исаак Сирин).
Делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1 Ин. 3,4).
Слово Божие учит нас, что счастье и благополучие или несчастье и беды любого человека, любой семьи, любого поколения и любого общества зависят от исполнения или нарушения ими закона Божия. О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8).
Почему так важно заботиться о нравственной стороне бытия? — Потому, что иначе разрушается самое ценное в природе человека — его целостность (целомудрие), красота души человеческой.
Понятие «целомудрие» точно выражает духовное и нравственное достоинство человека.
Что такое целомудрие?
Целомудрие — это нравственная чистота мыслей, чувств, желаний, поступков, чистота всей жизни. То есть это здравость, не поврежденность, правильная духовная устроенность внутреннего человека, гармоническое действие всех душевных сил. Целомудрие, указывают святые отцы, это самосохранение человеческого духа от погружения его в плоть, ибо «плотяной» человек может стать «хуже скота несмысленного». С целомудрием, внешним проявлением которого в жизни были скромность и стыдливость, связаны в христианстве представления о высшей степени нравственного совершенства человека.
«Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» (прп. Иоанн Лествичник).
Целомудрие — это великая добродетель, которая подразумевает, прежде всего, уклонение от всякого рода блудных дел.
Что значит жить «целомудренно»? — Или в чистоте девства, или в честности брака. Только так живущие в нынешнем веке могут ожидать блаженного упования в будущем (Тит. 2, 13).
«Целомудренный — это тот, кто не делит сердце и ум между грехом и Божиим Законом. Целомудренный — это человек целостный и верный. Живя в семье, он не изменяет супруге; живя в одиночестве, не играет любовью, храня верность заповеди Божией» (прп. Иоанн Лествичник).
Начало целомудрия — неколеблющийся ум от нечистых, блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога.
Могущих вместить (Мф. 19, 12) Бог призывает хранить девство.
Девство — ангельский образ жизни. Первые люди — отрасль девства, а не произведение брака. Безбрачие есть подражание Ангелам. Поэтому, насколько Ангел превосходнее человека, настолько девство драгоценнее брака.
В Книге Бытия описано девство первых людей, в котором они пребывали до падения, не понимая даже наготы своей. Не было у них вожделения, семенной влаги. Они поняли наготу свою и ощутили стыд, признак явившегося вожделения, уже по падении своем. Настоящие отношения жены к мужу и ее болезни при чадорождении изречены как наказание за преступление Божией заповеди.
Когда через грех в мир вошла смерть, тогда познал Еву, жену свою, и зачала, и родила (Быт А, 1). Поэтому, брак был изобретен ради того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертью, чтоб через деторождение род людской сохранялся.
Православная Церковь признает девство естественным человечеству, считая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно назвать естественным падшему человечеству.
«Очень ошибаются, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостью. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине падения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состояний, в котором оно было создано».
«Жизнь безбрачная есть начаток будущей жизни» (свт. Григорий Богослов). По Слову Господа: Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 34—36).
«Чистота усвояет нас Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными»,— пишет преподобный Иоанн Лествичник. В этих словах заключена главная тайна благодатной силы целомудрия.
Божественная сила целомудрия раскрывается в Житиях святых.
Еще в Ветхом Завете Ной при крайнем развращении нравов до 500 лет хранил чистоту и не без изволения Бога в этом возрасте вступил в супружество и родил трех сынов, чтобы от них обновился род человеческий. Святые пророки Илья, Иеремия, Даниил и Елисей всю жизнь были девственниками.
Новозаветное девство есть дар Божий.
Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела. Кто победил тело, естество, стал выше естества, тот малым чем от ангел умален (Пс. 8, 6).
По Своей чистоте и святости Преблагословенная Отроковица Мария удостоилась от Бога великой чести — стать Матерью Сына Божия. В псалмах и духовной литературе Богородица называется Пречистой, Пренепорочной Приснодевой. Во всех этих сравнениях девство Ее возведено к высшей надмирной степени чистоты.
Девство Пречистой Девы именуют в акафистах «небесным благоуханием».
Девой была Пречистая Матерь прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве Богомладенца. Тайна девства Божией Матери непосильна для человеческого ума, так же как тайна самого Боговоплощения.
Пречистая и Пренепорочная Богородица стала Покровительницей девства, Наставницей целомудрия. В первую очередь монашества. Именно монастыри были колыбелью духовного благочестия.
Матерь Божия, святой Иоанн Креститель, апостолы Иоанн Богослов и Павел, а за ними многие тысячи девственников просияли в христианской вере. Это и святая великомученица Екатерина — невеста Христова премудрая, и святая великомученица Варвара — невеста Христова прекрасная, и святые мученицы Ирина и Татьяна.
Святая первомученица Фекла, уверовав и возлюбив всем сердцем Христа, решила посвятить свою жизнь Богу, проводя ее в чистом девстве. За свое целомудрие и благочестие она была подвержена различным мучениям, но по воле Божией, ничто не вредило святой мученице. Тогда, зная ее ревность о чистоте, мучители придумали самую позорную для нее пытку, выставив ее перед всем народом обнаженной. «Только стыд был ее покровом, и она повторяла слова пророка Давида: стыд лица моего по¬крыл меня...», — отмечает автор святого жития Феклы.
Мучители выпустили на нее голодных зверей в надежде, что они тут же растерзают ее. Но случилось нечто невиданное... Звери вдруг у какой-то невидимой черты встали, как вкопанные. «Увидевши девицу, стоявшую без одежды, — читаем в житии, — они преклонили свои головы до земли, опустили глаза вниз, и, как бы стыдясь девической наготы, отступили от нее. Так бессловесные скоты стали судиями людей на сем зрелище...»
Отпущенная на свободу, св. Фекла проповедовала слово Божие, совершала чудеса и исцеления, и этим обратила ко Христу многих язычников, что возбудило зависть и ненависть многих недоброжелателей. Решив отомстить ей, они подкупили развратных юношей, дабы они осквернили ее девство. Но Господь сохранил свою непорочную агницу. Спасаясь бегством, святая подбежала к горе, которая расступилась, приняв святую и сделавшись ее гробом, ибо там св. Фекла предала свою чистую душу Богу, Которого от юности возлюбила.
Святая великомученица Марина, за красоту прозванная Маргаритой, сохранила непорочными тело и душу для Христа Бога и славно украсила свое девство мученичеством.
Любовь святой Марины к Богу, вера и дерзновение были столь велики, что после жесточайших пыток, отроковица сразилась с самим диаволом и с помощью Божией одолела его. Надменный и лукавый князь мира сего был попран девической стопой и вынужден был открыть правду о том, как губит он человеческие души.
«Я, - признавался в своих злых кознях демон, — насмехаюсь над вся¬ким человеком, погрязшим в распутстве, помрачая его ум, делаю гордым и надменным. Я стараюсь уловить в свои сети всех людей, но особенно подобных Тебе — непорочных и чистых дев. Против них, призванных Создателем к чести и славе, мы используем зависть и злобу. Я нападаю на девственниц и цридумываю, как страстью блуда увлечь их в пропасть отступничества и погибели. Великие мужи покорялись мне, а теперь я попран и посрамлен юницей Христовой, слабой по природе пятнадцатилетней отроковицей».
Так силой девства был попран сатана. Воистину «чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола» (свт. Иоанн Златоуст).
Святые отцы говорят: бесы ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющей тело: «Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте». Но они бессильны перед целомудрием и потому так люто ненавидят его. Чистота «усвояет человека Богу». Человек, начинающий ревновать о христоподражательной жизни, навсегда ускользает от них.
С приходом в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, и с распространением Его Божественного учения добродетель целомудрия стала почитаться более чем в Ветхом Завете, потому что открылось великое обетование: Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6, 16).
Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1).
Святости жизни требует от нас Бог. Эта святость прежде всего состоит в целомудрии, а потом в исполнении и других заповедей Божиих, и при нарушении их — в искреннем и смиренном покаянии. Целомудрие есть двоякое — девственное и супружеское. Древняя Сусанна и в супружестве названа целомудренной за то, что решилась лучше умереть, нежели согрешити пред Богом (Дан. 13,23) — исполнить злое пожелание беззаконных судей. Несправедливо оклеветанная старейшинами в нарушении супру¬жеской верности, она была оправдана и спасена от смертного приговора по указанию Божию молодым юношею, пророком Даниилом.
В «Слове о девстве» святитель Иоанн Златоуст пишет, что девственники просияют как солнце в Царстве Небесном, вдовы прожившие в чистоте, будут подобны луне, супруги — звездам. И как звезда от звезды разнится в славе, так просияют и супруги в зависимости от степени целомудрия.
Древние Патерики, святые отцы приводят рассказы о супругах, выбравших с молодых лет путь целомудрия и чистоты. Они учили Псалтирь, занимались молитвой Иисусовой, ходили в храм Божий и сохранили девство до старости.
Так, святые Хрисанф и Дария, по взаимному согласию, в супружестве жили как брат и сестра. Небесная, ни с чем не сравнимая красота целомудрия, сиявшая на их лицах, привлекала сердца окружающих. Вокруг них стали собираться те юноши и девушки, которые стремились к равноангельскому житию. Селились они в особах домах, жили по уставу, напоминающему монастыри.
Образцом истинно христианской любви в супружестве и верности до самой смерти служат святые мученики Адриан и Наталия. Адриан добровольно пошел на мучения ради веры христианской. Наталия укрепляла мужа в этом испытании, говоря: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости, ни богатства. Все земное — прах и тлен и не принесет пользы в день Страшного суда. Только одни добрые дела и веру принимает Бог». — «Блаженна ты между женами», - говорил Андриан Наталии. — Воистину, ты любящая жена. Ты общница мучеников, хотя и не страдаешь с ними».
С самоотвержением проводила Наталия время в темнице, омывая раны св. мучеников и своими словами укрепляя их веру и надежду на Христа. Последней просьбой к умирающему мужу была просьба принести за нее первую молитву пред Богом, чтобы не принудили ее выйти замуж за язычника. «Тогда расторгается союз наш», — говорила она. И Господь, внимая ее мольбе, помог сохранить им супружескую верность. Бескровная мученица скрылась в Византию, где вскоре мирно скончалась на гробе своего мужа, оставив нам пример женщины-христианки, верной супруги и преданной помощницы мужа в сохранении веры Христовой.
Святые благоверные Петр и Феврония Муромские являются образцом высокого супружеского целомудрия. Святые супруги проводили благочестивую жизнь и прославились милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 г., приняв перед смертью монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела их были положены в одном гробе.
Основная черта древнерусской праведности — целомудрие христианского брака как великого Таинства, безусловное послушание воле Божией и беззаветно кроткая покорность мужу, которая была мыслима только потому, что женская душа смирялась перед Промыслом Божиим и принимала свою судьбу, счастливую или несчастливую, как благой дар свыше.
Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал православной Руси. Волшебный туман тонкого искусства любви, окутывавший рыцарские замки на Западе, не расстилался над русским теремом. Русская жена — верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.
Другая черта древнерусской женской праведности — особый «чин» вдовства. Вдовство — не случайное несчастье. Благоверные княгини второй раз замуж не выходили. Многие вдовы постригались сейчас же после погребения мужа. Подвиг супружеской жизни увенчивался подвигом иноческим.
Пример чистого вдовства явила великая княгиня Евдокия (в монашестве Евфросиния), супруга великого князя Московского Димитрия Донского. После смерти мужа княгиня тайно вела подвижническую жизнь: под пышными одеждами носила власяницу и сурово постилась. Отличалась нищелюбием и благотворительностью, в благочестии воспитала 9 детей, в том числе 8 сыновей. За свое благочестие и милосердие была любима народом. В 1395 г. при нашествии Тамерлана по ее совету была перенесена из Владимира в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. В 1407 г. великая княгиня приняла монашество с именем Евфросиния. Богоугодно пожив, святая княгиня мирно скончалась в основанной ею Вознесенской обители. От мощей преподобной совершилось много чудес и исцелений.
Древнерусский семейный быт с его благочестием и строгим церковно - бытовым укладом — ежедневным молитвенным правилом, постами и поклонами, с искренним милосердием, нищелюбием и страннолюбием, с усердным прилежанием церковному богослужению, чтению Священного Писания, Псалтири и Житий святых - сближал монашескую и мирскую жизнь.
«Девство божественно и преестественно, законный брак честен, а блуд беззаконен. Поэтому первое достойно небес, второй — земли, а третье — ада; первому уготован венец, второму — соразмерная похвала, а третьему— наказание» (прп. Исидор Пелусиот).
Человеку дана свобода. Но свобода - это не анархия, не вседозволенности. Свобода есть способность разумно избирать полезное и нужное дело; это деятельная способность человека не порабощаться греху и избирать лучшее при свете истины Божией.
Если хочешь иметь семью, детей — вступай в брак и живи честно в супружестве, рожай всех детей. Если же не желаешь обременять себя заботами семейными, — живи в девстве и чистоте, служи Богу и ближним.
«Свободен тот, кто не рабствует сластям и чувственным удовольствиям, но душою в рассуждении господствует над плотию» (прп. Антоний Великий).
Целомудрие возвышает человека над грехом и соединяет с Богом по причине богоподобия. Целомудрие — добродетель всеобъемлющая.
Девство и брак не для всех; но целомудрие (то есть чистота нравов, благочестие) для всех.
Целомудрие есть чистота души и тела.
Целомудрие бывает внешнее, состоящее в сохранении чистоты тела, а бывает внутреннее, заключающееся в чистоте помыслов, чувств и желаний.
В церковной литературе описывается такой случай. У игуменьи одного женского монастыря была племянница, монахиня - юная девушка, чистая, скромная. Однажды эта девушка заболела и умерла. И игуменья не без основания полагала, что душа ее племянницы попадет в рай. И вот как-то в тонком видении она увидела свою племянницу не в небесных обителях со святыми девами, а в аду. Игуменья воскликнула: «Как же так?» А девушка поведала, что хотя она сохранила чистоту телесную, но на самом деле — в помыслах — предавалась всякому мыслимому и немыслимому разврату. Во время службы она смотрела на мужчин и в уме блудила с ними.
И за это попала в ад.
Признаком внешнего целомудрия является стыдливость. Правда, стыд появился после грехопадения, ибо до него Адам и Ева не имели стыда. Таким образом, стыд есть завеса греха, но для падшей природы человеческой оно очень благодетельно, потому что хранит от возможного греха.
Целомудрие заключает в себе не только одно то, чтобы воздерживаться от блуда, но весь образ жизни и самая жизнь и нравы должны быть целомудренными, ибо можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питий преступить законы целомудрия (Древние иноческие уставы).
Бог требует от нас чистоты сердца, благой совести, полезных речей, честных, добрых помышлений.
«Дух же целомудрия, даруй ми, рабу Твоему» — дух целомудрия надо испрашивать свыше, потому что для сохранения этой добродетели требуется трудная и постоянная борьба. «Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нежелание зла; нежелание же милостивым Господом вменяется в чистоту» (свт. Феофан Затворник).
Что такое чистота? Это — добродетель, противоположная блудной страсти; это — отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца — от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения.
Святые отцы повелевают блюсти главу змия (Быт. 3, 35), то есть усматривать самое начало греховного помысла и отвергать его. Это относится ко всем греховным помыслам, но наиболее к блудному, которому содействует падшее естество, который, по этой причине, имеет на нас особенное влияние.
Отцы повелевают явившийся греховный помысл немедленно отвергать и устремляться к молитве. Внемли себе, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15, 9).
Непрестанная молитва, пост, труды и смирение — главные средства в борьбе за хранение целомудрия.
По словам Никиты Стифата, матерь целомудрия и чистоты есть всестороннее воздержание, а отец — страх Божий. Страх Божий приобретается лучше всего памятью смертной, которая удерживает от нарушения запо-ведей Божиих.
Бывают разные степени целомудрия и чистоты. По Лествичнику их три: начало чистоты — когда душа не сочувствует появляющимся страстным помыслам, середина — отсутствие нечистых мечтаний в бодрственном состоянии и во сне, а предел состоит в том, чтобы пребывать в одинаковом устроении при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных. Полная целомудренная чистота состоит в совершенном успокоении от плотских возбуждений, т.е. в бесстрастии. Это состояние Адама и Евы до их грехопадения.
Целомудрие предполагает внутреннее бесстрастие, внутреннюю мирность, то, о чем говорил преподобный Иоанн Дамаскин применительно к Божией Матери, что у Нее было сугубое девство, то есть девство и телом, и душой.
Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Естественное влечение изменяет Бог в том, кто всеми зависящими от него средствами доказывает свое искреннее желание, чтобы влечение это изменилось. Тогда Дух Божий прикасается к духу человеческому, который, ощутив прикосновение к себе Духа Божьего, весь со всеми мыслями и ощущениями устремляется к Богу, утратив сочувствие к предметам плотского вожделения. Тогда сбываются слова Апостола: "Прилепляйся, Господи, един дух есть с Господом". Тогда само тело влечется туда, куда стремится дух».
Этого состояния, видимо, достиг и Андрей Христа рада юродивый, которого однажды женщины из публичного дома насильно затолкали к себе, желая, чтобы он сотворил с ними блуд и, искушая поцелуями, вызывали его на это. Но ничего не смогли сделать и решили, что он либо мертв, либо чурбан какой-то, а в это время Андрей увидел беса блуда, от которого исходил страшный смрад. Святой, гнушаясь этого зловония, рубищем зажал нос. Демон же увидел, как он отвращается блуда, пришел в неистовство и испустил громкий вопль: «Меня люди за сладкий мёд в сердцах своих принимают, а этот брезгает мной и плюет на меня».
Награда за целомудрие велика. Описание будущего блаженства святых дает св. апостол Иоанн Богослов: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал... Они поют как бы новую песнь пред Престолом... и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр. 14, 1-4).
Вот честь их: они неразлучны с Богом.
Недостаток целомудрия лишает нас неба. И Господь не раз предупреждает: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3,5—6). Дела плоти известны; они суть - прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство... ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 19-21).
Царство Небесное принадлежит людям чистой жизни, чистого сердца: Блажении чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). А целомудренным, - говорит Господь устами пророка Исаии, — дам Я в Доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее; дам им вечное имя, которое не истребится (Ис. 56, 4—5)., Вечное осуждение определено нечистым: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21, 8).
Блуд и прелюбодеяние — это грехи против целомудрия и чистоты.
Уже в Ветхом Завете было сказано: не прелюбодействуй (Исх. 20, 14; Втор. 5, 18).
По закону Моисея блудники наказывались смертной казнью: согрешивших побивали камнями. Суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор. 22, 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям
священников (Лев. 21, 9).
Строгие законы не только оберегали от греха, но были свидетельством заботы общества о будущем поколении, о его нравственном и физическом здоровье.
В Новом Завете требования к чистоте еще строже: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28) — то есть в мысли и чувстве.
Столь строгие требования соответствуют открывшемуся высочайшему предназначению человека - единению с Богом: тело же не для блуда, но для Господа и Господь для тела (1 Кор. 6, 13). Целомудрие апостол называет Божиим освящением христиан (1 Сол. 4, 3-5). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым (Еф. 5, 3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10; ср.: Откр. 22, 15), ибо блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом. Блудник оскверняет в себе
образ Божий, ибо «любострастными стремленьми погубих ума красоту» (из Великого покаянного канона).
По правилам церковным, впавшие в блуд отлучаются от Святых Тайн на срок от трех до десяти лет. В частности за растление своей собственной жены до брака полагается четырехлетнее наказание.
Монашествующие и давшие обет девства несут более строгое наказание. Они судятся как прелюбодейцы, то есть в двойной мере (отлучаются от Святого Причащения на 15 лет), ибо обручились Христу (60-е Правило св. Василия Великого). «Любодеяния посвященных Богу (т.е. клириков, монахов, монахинь и дев, давших обет девства) да не обращаются в брак, но всячески да разторгается их совокупление», — гласит 6-е Правило св. Василия Великого.
Духовное лицо, обличенное в блуде, лишается сана (70, 74-е Правила св. Василия Великого).
Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему (Пс. 118, 9), — увещевает пророк. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18), - предупреждает апостол Павел.