Мы предлагаем вашему вниманию главу о покаянии из книги «Архимандрит Наум о спасительном подходе к исповеди». Составленную из проповедей, бесед и наставлений архимандрита Наума (Байбородина), который более полувека трудился на монашеском и пасторском поприще. В своих беседах батюшка обычно говорил, что исповедь – это великое таинство примирения Бога с человеком, таинство присоединения к Церкви того, кто своим грехом расторг общение с Матерью-Церковью.
Старец постоянно напоминал о непреложном духовном законе: последствиями грехов являются тяжелые жизненные скорби, а также болезни: душевные и телесные. Дети часто несут бремя грехов своих родителей, дедушек и бабушек. И сетовал на то, что очень многие, в том числе и воцерковленные люди, не умеют каяться. Поэтому он всеми силами учил, как жить по заповедям Божиим, советовал, как правильно подготовиться к исповеди, и повторял, что только после добросовестной , «чистой», по выражению святых отцов, исповеди и достойного причащения святых Христовых Таин человек обретает радость примирения с Богом и Церковью и надежду на разрешение трудных обстоятельств жизни.
В чем состоит таинство Покаяния и как готовиться к исповеди?
Мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав пред Господом свою греховную жизнь. Мы должны каждый принести личное свое покаяние пред Крестом и Евангелием. Однако многие из нас, к великому стыду, дожив до седых волос, не умеют каяться! Нет никакой возможности священнику расспрашивать вас подолгу. Поэтому сегодня хочется раскрыть пред вашим мысленным взором грехи, которыми мы оскорбляем Господа, нарушая заповеди Закона Божия.
Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить без промедления, сейчас же! Простить понастоящему, а не мысленно: «Я тебе простила (или простил), только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно всем и всё простить так, как будто и не было никаких обид, огорчении и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа! Помоги нам, Господи, в эту минуту всем все простить!
О заповедях Божиих
Святые отцы и учители Церкви неизменно указывали на заповеди Христовы как на самое необходимое условие для достижения Царствия Небесного. Заповеди - внешний Божественный закон. Заповеди Божии выше всех сокровищ мира, ибо даруют жизнь, свет и все блага и приводят к любви к Богу и ближнему. Кто стяжал их, тот внутри себя обретает Бога. Преподобный Исаак Сирин говорил, что «заповеди даны против страстей, чтобы очистить душу и ввести ее в первобытное состояние». Заповеди были даны Богом Моисею на горе Синай и указывали путь нравственного совершенствования в мире. Главные десять заповедей были разделены на две каменные скрижали, и это означает, что в них заключены два вида любви—любовь к Богу и любовь к ближнему.
Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене.
Чтобы исполнить эту заповедь, надо стремиться к богопознанию, всегда помнить Бога, веровать в Него, безбоязненно исповедовать Бога, прославлять, благодарить
Его, надеяться на Бога, любить и повиноваться Ему. Этой заповедью запрещаются безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол, богоотступничество, отчаяние, волшебство, суеверие, леность в молитве и во всяком богоугодном деле, любовь к твари более, нежели к Богу, человекоугодие и человеконадеяние.
Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.
Этой заповедью запрещаются идолопоклонство, любостяжание, чревоугодие, гордость, тщеславие и лицемерие.
Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
Этим запрещаются божба, богохульство, кощунство, ропот на Бога, нарушение обетов, клятвопреступления, ложные клятвы.
Помни день субботний, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седъмый, суббота Господу Богу твоему.
Шесть будничных дней недели человек должен трудиться. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть заповедь повелевает нам свято хранить посты и праздничные дни.
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.
Эта заповедь повелевает нам заботиться о родителях, отцах духовных, воспитателях, благодетелях, начальниках. Добродетель, которой требует пятая заповедь от человека, есть послушание.
Не убий.
Шестой заповедью запрещаются телесные (кроме убийства на войне) и духовные убийства, соблазны; ее нарушения наказываются правосудием.
Не прелюбы сотвори.
Этим Господь запрещает блуд, прелюбодейство, кровосмешение. Согласно с этой заповедью, должно хранить чистоту и целомудрие.
Не укради.
Этим запрещаются грабительство, воровство, обман, святотатство, мздоимство, тунеядство, лихоимство. Добродетели, предписывающиеся этой заповедью, — бескорыстие, верность, правосудие, милосердие.
Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна.
Здесь запрещаются ложь, осуждение, насмешки.
Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх. 20,17).
Последней заповедью запрещается зависть.
Два миллиона людей стояли у подножия горы и были свидетелями вручения скрижалей человечеству.
Обязательно ли исполнять эти заповеди?
Заповеди даны всем людям, и всякий должен их исполнять (они обязательны, как дань царю), ибо заповеди Божии не тяжки, а злы пожелания наши. И когда познается противное заповеди Господней, то повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5, 29). Но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1,8). Те, которые поступают противно заповедям Божиим, находятся на противной Богу стороне вместе с диаволом, с врагом Его. Соблюдение заповедей есть воскресение из мертвых, знак любви ко Христу. Тогда подаются благодать Духа, очищение сердца, глубокое смирение и познание Бога и Божественных вещей. И человек через покаяние и непрестанную молитву становится причастником Божественной жизни.
Что в православии называется грехом?
Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление против Закона Божия, совершенное вольно или невольно. Грех — это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех — это «черная печать», до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме таинства Покаяния. Грех есть оскорбление Божественной любви к нам. Грех часто сладок, но плоды его горьки.
Для чего необходима исповедь?
Исповедь — это великое Таинство примирения Бога и человека; это радость прощения греха. Один подвижник благочестия образно уподобил грехи кирпичам. Он говорил так: чем больше нераскаянных грехов на совести у человека, тем толще стена между ним и Богом, составленная из этих кирпичей - грехов. Стена может стать настолько толстой, что человек становится нечувствителен к воздействию благодати Божией, и тогда он испытывает на себе душевные и телесные последствия грехов.
Каковы последствия грехов?
Последствиями грехов являются наши болезни; как душевные, так и телесные. Почти все заболевания взрослого человека явно или неявно связаны с прежде содеянными им грехами, а дети часто несут бремя грехов своих родителей, дедушек и бабушек. Если родители желают добра своим детям, очень важно, чтобы они тщательно исповедовались.
Для чего нужно подробное перечисление грехов на исповеди?
Болезнь является следствием какого-то, чаще всего забытого греха. После добросовестной, беспощадной к себе исповеди и Причастия Святых Христовых Тайн многие душевные и телесные недуги часто исцеляются, разрешаются трудные обстоятельства жизни. Важно и полезно помнить про свой смертный час. Когда душа отойдет от тела, наступает очень страшный, решающий момент: во время восхождения души на небо приступают к ней злые духи - бесы, со своими князьями во главе, областью которых является воздушное пространство, и начинают предъявлять Ангелу, сопровождающему душу христианина, свои права на владение этой душой.
Какие права на душу человека они предъявляют?
Они начинают выкрикивать разного рода обвинения — вспоминать все грехи, соделанные человеком, вспоминают при этом многие такие точные подробности, которые едва были замечаемы во время земной жизни, разные нарушения, даже просто соблазнительные слова, сказанные умершим когда-то мимолетно. И всё это, оказывается, тщательно было записано у злых наших врагов и прибережено на последний день, чтобы всей этой массой срамных поступков смутить душу, отнять у нее всякую надежду на спасение. Всё соделанное становится тогда уже немаловажным, всякая мелочь тогда встает поперек дороги бедной души, желающей скорее вырваться, проскочить мимо этих гнусных обвинителей.
Зачем это злым духам?
Делают же это бесы по своей завистливости, так как сами не могут и не желают покаяться и страшно негодуют, когда видят, как люди через покаяние восходят на небо и избегают ада, уготованного злым духам и их служителям, вот они и рады всеми правдами и неправдами задержать душу. Даже так они наглы, что не только всё вспоминают до малейших деталей, но и явно лгут, клевещут, хотя и знают, что эта клевета Праведным Судией не примется во внимание, но желают хотя бы просто смутить душу отчаянием и потому говорят то, чего не было.
Как мне исповедоваться, если о грехах я уже не раз говорил на исповеди?
Те грехи, которые были исповеданы человеком при жизни в таинстве Исповеди и разрешены священником, бесы даже не могут вспомнить, в их черных списках записи этих грехов в момент их исповедания исчезают совершенно: никто и никогда не вспомнит душе соделанный в этой жизни грех, но очищенный покаянием в таинстве Исповеди. Такова сила этого таинства!
Но надо помнить: двери покаяния открыты только здесь и сейчас. После смерти покаяние невозможно.
Исповедь должна быть результатом «домашней работы». Подскажите, как провести такую работу над собой?
Исповедь - это результат, итог внутренней покаянной «домашней работы», которую каждый должен проделать самостоятельно. Перед тем как идти на исповедь, нужно побыть в уединении, помолиться Богу, чтобы Он осветил тайные уголки нашей души, испытать свою совесть, вспомнить грехи, совершённые делом, словом, чувствами и помышлением за всё время после Крещения (если человек исповедуется первый раз) или со времени последней исповеди. Человек должен всё это продумать и осознать, в чем он согрешил против самого себя, против ближних, против Бога и Церкви, и раскаяться.
Почему недостаточно принести покаяние перед Богом в домашней молитве и не ходить в церковь?
Личное покаяние до исповеди, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению, необходимо. Но само по себе оно не является исчерпывающим. Окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершаются в рамках таинства Исповеди непременно при посредничестве священника; такая форма таинства установлена Самим Господом Иисусом Христом: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23). Апостолам, столпам Древней Церкви, и их преемникам - епископам и священникам - дана от Господа законная власть разрешать души человеческие от грехов. Приходя на исповедь, мы каемся в присутствии священника, но не перед священником. Священник, будучи сам человеком, есть только свидетель, посредник в таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог.
Священник только посредник в исповеди.
Выслушав исповедь, священник накрывает вашу голову епитрахилью и читает «разрешительную молитву», разрешая покаявшегося от исповеданных грехов по власти, от Спасителя данной. Покрытие епитрахилью выражает, что грехи покаявшегося покрываются милосердием Искупителя.
Когда я впервые исповедовался, то думал, что грехов у меня мало...
Очень часто мы не видим своих грехов. Нам кажется, что так поступают все, что я не хуже других. Вне зависимости от того, поступают так все или нет, важно понять, что я не имею права так поступать, я искренне осознал в себе эту неправду и я должен с ней расстаться. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя и Истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1,8-9).
Вот что говорится в молитве перед исповедью:
Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами, аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши.
Иногда перед священником, принимающим исповедь, хочется выглядеть лучше, чем есть на самом деле...
Но исповедь должна быть чистосердечной. Если грех утаен, не высказан на исповеди, то это значит, что он остался в вас. Старец Амвросий Оптинский поучал, что тяжелые душевные и телесные недуги большей частью являются следствием тяжких, а также неисповеданных согрешений. И когда иеросхимонаху Амвросию рассказывали о таких больных, он давал совет, чтобы они «искренно исповедали свои грехи духовному отцу и не стыдились ничего утаивать». Итак, два непременных условия исповеди: никакой грех не утаивать и ни в чем себя не оправдывать. Дело покаяния совершается также через:
1) очищение помыслов, 2) непрестанную молитву и 3) терпение скорбей.
Бывает, что человек хочет покаяться, но стыд не дает ему произнести свой грех вслух, сказать о нем...
«Кто не испытает стыда на исповеди, тот не избежит вечного стыда», — говорят святые отцы. Чувство стыда на исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд поможет понимание, что Церковь — врачебница, а не судилище. На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих телесных болезнях, так и на исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет другого способа уврачевать душу.
Как подготовиться к самой первой исповеди?
Тем, кто приступает к таинству Покаяния в первый раз, потребуется особо тщательная подготовка. Необходимо вспомнить всю свою жизнь, начиная с детства (как минимум, с семилетнего возраста, а может, и раньше, т.е. начиная с того времени, когда вы уже могли отличить добро от зла), составить так называемую «генеральную исповедь».
Готовясь к исповеди, следует руководствоваться следующими принципами:
ничего не скрывать;
ни в чем себя не оправдывать;
рассказывать только свои грехи;
о том, что стыдно, говорить в первую очередь.
Обычно после первой исповеди начинают еще вспоминать грехи. Это признак выздоровления и прозрения души. Нужно снова идти на исповедь и каяться.
Совет человеку, который решился встать на путь покаяния.
Самоосуждение — вот первое и главное, с чем надо приходить на исповедь. Если мы не побоимся заглянуть в собственное сердце и будем откровенны с самими собой, то увидим бездну своих грехов. Исповедь — это мужество, мужество признаться, что на душе есть пятна.
Если всё-таки вы не можете побороть смущение и стыд, то подайте священнику листы с написанными грехами и попросите его самого прочитать их. Такое покаяние тоже принимается Милосердным Господом. Не исповеданный священнику грех не прощается. Важно осознавать, что покаяние нужно не кому-то, а лично мне; от этого зависит или моя вечная жизнь, или вечная смерть.
Нужны мужество и воля для покаяния, но открыться перед чужим человеком трудно...
Священников не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он ни был, ведь у них исповедуются сотни душ. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренне кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы покаяться в своих грехах. Но тем большее и облегчение душе, и радость после того, как такой постыдный какой-нибудь грех обличен, вынут из своего гнезда. Без труда и боли не может проходить духовная борьба с грехом.
Иногда я долго не решаюсь рассказать о грехе...
Мы так привыкаем к греховным навыкам и мыслям, что расставаться с ними очень тяжело. Но важно извлечь всё целиком, сполна очистить душу, не боясь боли и смрада, — всё повергнуть пред Господом, всё безобразие души своей пред Милосердным Врачом душ и телес. По словам преподобного Исаака Сирина, «нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Как надо исповедоваться, чтобы исповедь давала наибольшую духовную пользу?
У того, кто никогда не задумывался над своими поступками и грехами, обыкновенно пред исповедью их как будто и нет, ему нечего сказать, совесть и память ничего ему не подсказывают. «Всем грешны», — обычно на духу говорят такие. Но тот, кого раскаяние сильно схватило за сердце и у кого совесть жжет душу, видит за собою уже большое количество проступков. Однако и ему не хватает многого, отчасти по неведению церковных заповедей, отчасти по недостаточной еще его духовной опытности. В том и другом случае хорошо и полезно иметь некоторую готовую схему исповеди, составленную по заповедям Божиим и церковным канонам, держа которую пред глазами удобно бы было исповедоваться. Но как бы подробно и длинно эти или списки грехов ни были составлены, это будет только схема. Одной схемы мало для надлежащей, дающей мир совести, исповеди. К тому же все эти пособия для исповеди очищены от всего «неприличного» и «безнравственного». А ведь нужно не только назвать грех по имени (например: «Согрешил воровством, лукавством, блудом...»), а рассказать, как, когда и при каких обстоятельствах он происходил. Надо нарисовать точную картину греха.
Некоторые считают, что к таинству Покаяния следует приступать тем, кто готовится к таинству Причащения.
К таинству Покаяния (Исповеди) необходимо приступать не только тем, кто готовится к Причащению Святых Христовых Тайн. К таинству христианин может прибегать в любое время, когда у него есть в этом духовная потребность. Для этого не требуется строгого приготовления (поста, молитвенного правила), необходимо лишь иметь раскаяние в содеянных грехах и прощение ближним всех обид.
Как часто нужно исповедоваться?
Процесс Покаяния есть непрерывный труд по исцелению душевных язв и очищению каждого вновь появившегося греховного пятнышка.
Спортсмены, когда бегут, иногда падают, но они встают и бегут дальше, опять падают — и опять встают. Так и мы, христиане, не отчаиваясь, но надеясь на милость Божию, опять встаем (посредством исповеди) и продолжаем свой путь. Ведь таинство Покаяния есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человечеству.
Какие грехи называются смертными?
Существует перечень смертных грехов, тем не менее можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека. Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида... Только один из этих грехов — самоубийство не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособной для вечного блаженства, пока она не очистит себя покаянием... Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния.
Не многие могут похвастаться тем, что никогда не возвращались к тем грехам, в которых каялись. Это значит, что-то делается неверно?
Но недостаточно только исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность ко греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Нужно просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями. Через частое исповедание грех теряет свою силу. Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и победу над ними.
Вот я исповедовался. Как при этом не загордиться, что я очистился, что стал лучше других?
Когда верующий отсечет по милости Бо- жией явные свои грехопадения, то образ покаяния заметно усложняется, утончается, и здесь появляется большая опасность свернуть на широкую дорогу самодовольства и гордыни. Мы должны помнить, что, каясь в прежних грехах, оставляя прежнюю срамную жизнь свою, получая прощение от Бога, мы тем не менее остаемся глубоко пораженными многими духовными недугами, страстями, греховными навыками, - мы больны сердцем, умом, волей, всеми своими чувствами. Грехи прощены, но страсти еще живы; дела греховные не творим, но склонность к ним, жажда их живы. Всё это требует еще многих трудов покаяния, многих борений, взываний и молений к Милостивому Врачу - Человеколюбцу Господу, и, конечно, постоянного обращения к таинству Исповеди.
И до каких же пор так?
Пока живем во плоти!
Список, добавленный и оформленный составителем на основании бесед отца Наума о грехах. Перечень можно дополнить самостоятельно.
Этот перечень рассчитан на то, чтобы напомнить человеку, начинающему церковную жизнь, что такое грех, помочь ему пересмотреть свою жизнь в свете Божией правды. Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие вашу совесть грехи. Но переписывать подряд все грехи не надо, исповедь должна быть совершенно личная.
Я согрешил пред Богом: неверием (атеизмом), богоборчеством, увлекал в безбожие людей чтением и распространением антирелигиозной литературы. Верил, что человек произошел от обезьяны. Посещал мавзолей, атеистические мероприятия и пр.
Согрешил: слабой верой, сомнением в бытии Божием, неверием в загробную жизнь. Не интересовался Законом Божиим, не знал основные молитвы и пр. Редко исповедовался и причащался, считая, что «у меня грехов нет», «все так живут», чем доводил душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу и ко всему духовному. Пренебрегал посещением храма, говорил, что «у меня Бог в душе». Надеялся больше на себя и людей, а не на Бога.
Согрешил: непокорностью воле Божией (желаю, чтобы всё было так, как я хочу); обвинением Бога в жестокости; ропотом на жизненный крест, обстоятельства, судьбу, людей; нетерпением скорбей и болезней, а ведь они являются следствием наших грехов и попускаются Богом для очищения души; боязнью страданий, малодушием (происходящим от слабой веры и недостаточного упования на Бога); печалью, тоской (спасительной является лишь печаль о своих грехах); унынием (довольно распространено сейчас состояние «депрессии», происходящее и от нашей гордости, и от духа злобы). До отчаяния печалился об умершем, о потерянных вещах, об упущенной выгоде и т.п.; отчаянием, желанием (попыткой) самоубийства.
Согрешил: малодушно молчал, когда при мне хулили Бога. «Молчанием предается Бог», — говорит свт. Григорий Богослов.
Стыдился пред людьми признать свою веру.
Снимал крест. Отрекался от Бога по малодушию. Господь сказал, что кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я. (Мф. 10, 33).
О Боге говорил небрежно, насмешливо. Кощунствовал (обращение священных слов в шутку). Осмеивал веру других, передразнивал священнослужителей, богохульствовал.
Участвовал в разрушении святынь.
Согрешил: совместной молитвой с еретиками. Такая молитва ведет к отлучению от Церкви (10-е и 65-е Апостольские правила). Еретическими являются все Церкви, не исповедующие Православие.
Считал, что любая религия хороша, не важно, во что верить.
Согрешил: посещением собраний сектантов: баптистов, мормонов, пятидесятников, свидетелей Иеговы, адвентистов, белого братства, богородичного центра, сайентологов и т.п.;
слушанием лжепроповедников, уклонением в их лжеучения, переходом в раскол, унию; принятием еретического и сектантского «крещения». Чтением еретической и сектантской литературы.
Согрешил: обращением к экстрасенсам, колдунам, «бабкам» (заговоры болезней: грыжи, больного зуба и пр., «привороты» и пр.). Использовал полученные от них амулеты и снадобья, сам читал заговоры.
Ходил в храм, ставил свечи, принимал таинства по совету экстрасенсов.
Исследовал биополе квартиры. Участвовал в сеансах гипноза, кодирования.
Согрешил: суеверием — верой в сны, в приметы.
Доверялся цыганкам. Гадал, в том числе на картах. Ворожил, вызывал духов, участвовал в сеансах спиритизма. Играл в карты.
Согрешил: занимался астрологией, верил гороскопам, имел в доме, носил на себе знаки зодиака.
Украшал интерьер дома изображениями и скульптурами языческих богов. Воскуривал в своем доме восточные благовония и ароматические палочки.
Участвовал в празднике «Хэллоуин», не препятствовал участию в нем своих детей. Даже формальное участие в язычестве, оккультизме, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают двери в свои души тем самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.
Согрешил: увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом, парапсихологией (указать чем); посещением оккультных сектантских собраний, просмотром телепередач с участием Чумака, Кашпировского, Джуны, участием в сеансах «биоэнергетиков», желанием развить в себе сверхнормальные способности, обучением этому во всевозможных оккультных центрах и сектах, привлечением к этому своих знакомых, родственников.
Согрешил: обучался методикам управления сознанием человека, занятиям йогой, медитацией. Йогу рекламируют обычно как безобидный «комплекс физических упражнений», но йога прежде всего духовная практика, нацеленная на управление психикой и психофизиологией человека.
Согрешил: системными расстановками по Хеллингеру, холотропным дыханием. Увлекался восточными единоборствами. В восточных единоборствах под видом спортивных упражнений идет серьезная духовная обработка личности человека, затрагивающая самые глубины его души и сердца. Поклонение духу зла, учителя, и оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости.
Согрешил: обливанием по Иванову. Осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу.
Осквернял себя уринотерапией. Такое «лечение» является диавольской насмешкой над человеком.
Согрешил: чтением, хранением, распространением запрещенной Церковью оккультной литературы: «черной», «белой» и прочих видов магии, хиромантии, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока. Увлекался учением Блаватской и Рерихов. Читал и распространял «Диагностику кармы» Лазарева, «Розу мира» Андреева, литературу Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк, Ошо, дианетику.
Православная Церковь предупреждает, что эти и прочие оккультные сочинения не имеют ничего общего с учением Христа Спасителя. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства Moiyr быть печальными последствиями и расплатой за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами.
Согрешил: призыванием имени Божия всуе, без нужды, в пустых разговорах, шутках, божбою (клятва с упоминанием имени Божия);
ложью, обманом, неисполнением обещаний, данных Богу и людям;
лживой клятвой, неразумной клятвой (когда клянутся своим здоровьем и здоровьем близких, мамой, своей головой, «чтоб мне провалиться» и пр.). Принуждением других поклясться;
ложным доносом, осуждением невиновных, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников.
Произносил клятву при вступлении в октябрята, пионеры, комсомол, партию.
Клятву давали, может быть, и неосмысленно, тем не менее попросите священника прочитать над вами молитву «О клятвою себе связующих».
Согрешил: пустословием по телефону, пересудами, ропотом на плохую погоду (которая тоже зависит от Промысла Божия), на правительство, начальников и пр.
Рассказом и слушанием пошлых и кощунственных анекдотов, в том числе о Боге и священнослужителях.
Осуждением, злословием людей.
По непреложному духовному закону, осуждая других, всегда впадешь в те же грехи.
Сквернословием, употреблением сленга, различных жаргонов, матерной руганью, упоминанием нечистой силы. Все наши слова обладают либо доброй, Божественной силой, либо силой зла. Злые и пошлые речи наполнены силой врага рода человеческого — диавола. Эти слова отнимают душевные силы и разрушают человеческую жизнь.
Не удалялся от сообществ, где сквернословят, осуждают, говорят неприличное.
Напрасно подозревал, клеветал на ближнего.
Распространял слухи и сплетни, разглашал чужие грехи и слабости, сеял вражду и раздор между людьми.
Читал чужие письма и документы, подслушивал разговоры.
Унижал ближних насмешками, ехидством, колкостями, обманывал в шутку, передразнивал, смеялся над чужими недостатками, грехами. Господь предупреждает нас: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда (Мф. 12, 36).
Согрешил: в воскресенья и церковные праздники не ходил в церковь, не посвящал эти дни молитве и добрым делам, а занимал себя в это время работой, торговлей, развлечением. Проводил церковные праздники, дни своего Ангела в пьянстве и неприличных увеселениях.
Во время богослужений, не уважая святости места, разговаривал, смеялся, толкался, грубил, осуждал, приходил в храм в нескромной одежде.
Брезговал прикладываться к иконам, принимать Церковные таинства. Критиковал и осуждал священно- и церковнослужителей, монахов, распространял про них худые слухи.
Женщинам: в женской нечистоте ходила в храм, дерзала прикасаться к святыне, принимать антидор, просфору и святую воду.
Согрешил: дерзал приступать к Причастию без должной подготовки (не натощак, без соблюдения поста, без чтения молитвенного правила, без исповеди). Не читал после Причастия благодарственных молитв.
Утаивал грехи на исповеди, причащался с не исповеданным по стыду грехом, не примирившись с ближними.
Согрешил: по лености не читал утренние и вечерние молитвы, сокращал их. Не читал регулярно Евангелие.
Увлекаясь суетными делами, оставлял молитву «на потом». В ущерб молитве и душеполезному чтению занимался пустой тратой времени: смотрел телевизор, играл в компьютерные игры, «сидел» в Интернете, социальных сетях.
Согрешил: небрежно, торопливо изображал на себе крестное знамение, уподобляя его «беспорядочному маханию».
Не носил нательный крест. Христианин не должен снимать креста ни в каких ситуациях. Крест не только является символом нашей веры, но и защитой от духов злобы, которые Креста Господня «трепещут».
Посещал места, прежде бывшие святыми храмами, но оскверненные и превращенные в зрелищные заведения (рестораны, клубы и пр.).
Неблагоговейно относился к церковным святыням (иконам, просфорам, святой воде, Священным книгам и пр.), держал их в неподобающем месте, допускал порчу просфор, святой воды.
Вкушал антидор, артос, просфору после принятия пищи, неблагоговейно разговаривая, смеясь, рассыпая крошки. Выливал святую воду в раковину, кипятил ее для чая.
Выбрасывал крест, иконы, испорченные просфоры, освященные церковные вещи, предметы с изображением храмов и святых (буклеты, календари, пакеты и пр.). Церковные вещи, пришедшие в ветхость, следует сжигать в чистом месте, можно принести их в храм для сжигания.
Употреблял для бытовых нужд церковные газеты, журналы, календари.
Попирал ногами изображение креста.
Правило 73-е Шестого Вселенского Собора гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему, и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих». Поэтому следует избегать изображений креста на полу (плитке), коврах, подошве обуви.
Портил воду в святом источнике, в водоеме, из которого берут питьевую воду.
Называл животных человеческими христианскими именами, а значит, именами святых - «Васька», «Машка».
Согрешил: нарушал посты, не постился в среду и пятницу. Не молился перед и после еды.
Часто употреблял спиртное, упивался допьяна. Имел страсть к винопитию. Уходил в запои.
Употреблял пищу тайком от других из жадности или по иным причинам (грех тайноядения). За общим столом выбирал себе лучшие куски.
Употреблял блюда из крови животных (кровянку, гематоген и пр.), пищу, оскверненную какими-либо ритуалами (кришнаитскими и пр.). Необходимо просить священника прочитать над вами молитву «о скверноядших». Библия (см. Деян. 15,29) и 67-е правило Шестого Вселенского Собора запрещают употреблять в пищу кровь животных и идоложертвенное.
В постный день праздничный (поминальный) стол бывал скоромным. Лучше перенести праздник или поминки на другой день — тогда не будет греха. Усопших поминал водкой, ставил на могилу рюмку с водкой (это в ущерб душе покойного, язычество с христианством не согласуется).
Согрешил: нежеланием работать, жил за счет родителей, супруги(а), желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью; пристрастием к людям, животным, вещам, нарядам, украшениям, излишествам; слушанием пошлых песен и музыки, воспевающей человеческие страсти и низменные чувства (почти вся современная эстрадная и рок-музыка).
Поклонялся музыкальным, спортивным и прочим кумирам, во всём им подражал, развешивал их изображения дома.
Согрешил: чтением пустой литературы; любовью к зрелищам и развлечениям (телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны). Таким образом диавол отвлекает ум человека, чтобы он не задумывался о вечной жизни и спасении своей души.
Гримасничал, участвовал в маскарадах, надевал маски (запрещено 62-м правилом Шестого Вселенского Собора).
Участвовал в языческих празднествах Ивана Купалы, сжигания масленицы и пр.
Занимался лицедейством. Пел в ресторанах, на эстраде и пр.
Посещал зрелища, казино, дискотеки в воскресные дни, дни церковных праздников и накануне их (церковный день начинается накануне с вечера). Эти дни мы должны посвящать Господу, быть в храме.
Многие несчастья случаются с веселящимися в это время, так как нет на них Божия благословения и дьявол делает с ними что хочет.
Увлечением азартными играми: компьютерными играми, картами, казино. Азарт превращает человека в раба игры. Компьютерные игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму.
Курением сигарет (в том числе электронных), сигар, кальяна. Употреблением наркотиков. Созданием культа собственного тела, занятиями спортом не ради здоровья и защиты слабых, а ради славы, денег, разбоя (рэкетирства).
Согрешил: недобросовестно относился к работе, общественной должности. Использовал положение в обществе, возможности, таланты не к славе Божией, для пользы Отечества и людей, а для личных выгод и обогащения.
Отнимал у человека место или должность силою своей власти, разными ухищрениями. Притеснял подчиненных, изнурял их чрезмерными работами. Давал, принимал взятки, занимался вымогательством. Расхищал государственную и коллективную собственность.
Имея руководящее положение, не принимал мер по пресечению обучения в школах аморальным предметам, нехристианским обычаям (разлагающим нравственность парода). Не оказывал помощи в распространении Православия и не препятствовал влиянию сект, чародеев, экстрасенсов.
Прельщался их деньгами и сдавал им помещения в аренду, чем способствовал погибели душ людей.
Не защищал церковные святыни, не оказывал помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей.
Согрешил: не слушал родителей, педагогов, доводил их до слез, оскорблял их, делал пакости учителям, срывал уроки, сбегал с уроков, обманывал учителей и родителей, не учил уроки, упрямствовал, прекословил. Не помогал родителям по дому.
Брал без спросу деньги, в том числе у родителей (из карманов и пр.). У сверстников воровал ручки, вещи, специально ломал их. В чужом саду срывал цветы, плоды.
Переписывал «святые» письма, любовные стихи, песни, заучивал их. Повторял матерные слова, пробовал курить, пить, играл в «бутылочку».
Смотрел «запрещенные» фильмы, порнокартинки, читал скверную литературу.
Подсматривал чужую обнаженность, интимные отношения взрослых, «баловался» с друзьями (подругой), изображая интимные отношения, рассматривал себя, свои тайные места в зеркале, занимался рукоблудием.
Обижал, издевался над сверстниками, обзывался, дрался. Был жесток с животными.
Говорил о родителях пренебрежительно, рассказывал про них неприглядные истории, разглашал их грехи. Женился (вышла замуж) без родительского благословения, вопреки их воле. Ударял родителей или родителей мужа (жены), наносил им побои.
Не оказывал должного ухода за престарелыми родителями, родственниками, оставлял их без присмотра, пищи, денег, лекарств, сдавал в дом престарелых. Не поминал в церкви родителей после их смерти.
Не почитал священников, начальников, пожилых людей. В жизненных вопросах не советовался со священником и старшими, что приводило к непоправимым ошибкам.
Согрешил: был инициатором каких-либо злых дел, провоцировал ближних на ссору. Имел неприязнь к некоторым людям, не прощал обиды, отвечал злом на зло, желал отомстить, кричал, упрекал, угрожал, проклинал.
Желал смерти человеку. Избивал, наносил увечья, издевался, убивал. Натравливал на людей животных. Доводил человека до отчаяния и самоубийства.
Не приглашал священника к тяжелобольному и тем самым лишал его христианского напутствия и становился виновником гибели его души.
Не оказывал помощи больному, не защищал слабых, избиваемых, женщин от насилия. Жестоко относился к животным.
Беспечно подвергал свою жизнь опасности (употребление вредных для здоровья продуктов, лекарств, занятие травматическими видами спорта, отправление в заведомо опасное путешествие и пр.). Нарушал правила дорожного движения, ездил в нетрезвом виде, чем подвергал опасности жизнь людей.
Давал советы или принуждал совершить греховное дело (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, донести, выпить спиртное, обратиться к экстрасенсу, «бабке», не регистрировать брак - т.е. вступить в блудное сожительство, сделать аборт и пр.).
Давал деньги просящему на заведомо худое дело (на выпивку, наркотики). Расплачивался за работу водкой, сигаретами. Торговал спиртным, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно и пр.
Согрешил: бесстыдно одевалась в короткие и с разрезами юбки, облегающую и просвечивающую одежду, шорты, брюки. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22, 5).
Изменяла свою внешность, данную Богом, ради моды, чтобы привлечь к себе внимание. Наносила на тело татуировки, пирсинг, которые запрещены в Библии (это относится и к мужчинам). Христианка своей внешностью не должна приносить соблазн в мир, она должна выглядеть скромно, но в то же время красиво.
Использовала для привлечения мужчин духи, в том числе с феромонами.
Пользовалась «фетальной» косметикой, компонентами которой являются клетки убитых во утробе детей.
Маркируются такие продукты Human или Fetal. Это могут быть и очищающие лосьоны, и противозудные, антицеллюлитные, противовоспалительные кремы, кремы для век, от морщин и даже зубные крем-пасты.
Также «фетальные продукты» могут маркироваться как экстракты Ovar, Placenta, Cutis, Hepar, Amnion, Liquor amnii (амниотическая жидкость), плацентарные протеины, протеины фетальной кожи и т.д.
Участвовала в конкурсах красоты, фотомоделей. Часами просиживала перед зеркалом, занимаясь макияжем, боясь морщин, седины, стремясь продлить молодость.
Согрешил: чтением, питающим страстные чувства (романы), обучающим разврату (трактаты «о любви» и пр.). Рассматривал в книгах, журналах, на сайтах, в фильмах эротическое бесстыдство, сцены жестокости и насилия.
Услаждался блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Рассматривал собственную наготу. Смотрел на случки животных, испытывая нечистые мысли н желания. Украшал домашнюю обстановку, спальню соблазнительными изображениями, плакатами.
Был нескромен в жестах, походке, старался возбудить в других похоть.
Не удалялся от греховных свиданий и вечеринок. Участвовал в неприличных играх, танцах. Напивался, чтобы не стыдно было совершить грех. Обнажался в присутствии лиц другого пола.
Блудными сновидениями, ночными осквернениями. В таких случаях следует читать правило от осквернения.
Похотным воззрением на лиц другого пола, вольностью (объятия, поцелуи, нечистые осязания тела), бесстыдными телодвижениями. Соблазнением на грех.
Согрешил: блудом с разными лицами, блудными извращениями.
Супружескими отношениями между женихом и невестой до венчания.
Рукоблудием (онанизмом). Последствием онанизма являются истощение и поражение нервной системы, притупление памяти, психические отклонения и пр.
Объятиями, поцелуями, нечистыми осязаниями с лицами своего пола.
Содомскими грехами, а также склонением к ним других: мужеложством (гомосексуализм), лесбиянством, скотоложством.
Кровосмешением (блуд с родственниками).
Развращением детей и подростков. Пропагандой «полового просвещения», подталкивающего к добрачным половым связям, Извращениям и абортам.
Соблазнением ко греху девственниц, насилием. Сожительством с лицом, состоящим в другом браке.
Вступлением в брак или сожительством с крестной(ым), крестницей(ком), с мамой (отцом) крестника(цы), кумом(ой). Цели мужчина и женщина были крестными одного человека, то они вступили в духовное родство (кумовья) и по канонам Церкви не могут вступить в брак.
Согрешил: невенчанным браком.
Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Тайн супругов, состоящих в законном брачном союзе, который по каким-либо причинам не освящен венчанием. Но те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном браке (так называемый «гражданский брак»), являются противлением замыслу Божию о человеке и не могут получить никакого признания со стороны Церкви, поскольку есть греховные сожительства.
Справляли свадьбу в пост.
Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях (в посты, накануне воскресенья, праздников, сред и пятниц, при беременности, в дни женской нечистоты). Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд).
Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(ась) от зачатия детей. Такие противозачаточные средства, как спираль, таблетки, не препятствуют зачатию, а оказывают абортивный эффект на ранней стадии (а значит, убивают детей).
Убивала своих детей (аборты). Кто делал аборты — кроме принесенного покаяния, просите священника прочитать над вами молитву «жене, егда извержет младенца».
Согрешил: советом (принуждением) других на аборт.
Мужчины, молчаливо соглашающиеся или принуждающие женщину к аборту, также являются детоубийцами.
Участием (врачи), соучастием (медперсонал) в аборте.
Применением ЭКО — внетелесного оплодотворения, донорского оплодотворения, «суррогатного» материнства. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословлённой Богом семьи становится формой богоборчества. При данных методиках происходит убийство сразу нескольких детей, поскольку в организм женщины подсаживается один эмбрион, а «лишние» эмбрионы из пробирки уничтожаются. Оставшийся в живых ребенок рождается часто с большими патологиями.
Разводом по моей вине, не пытался сохранить семью. Оставлял(а) супруга(у) по причине его(ее) болезни.
Будучи женатым (замужней), соблазнительно вел(а) себя с лицами другого пола (флирт). Подавал повод к ревности. Изменял в браке.
Оскорблял домашних, был причиной семейных скандалов. Не нес совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, пропивал деньги, бросал своих детей, не имел попечения об их воспитании и материальном обеспечении.
Согрешил: не крестил своих детей, не учил вере в Бога, не прививал им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию. Не развивал чувство долга, чести, патриотизма, ответственности.
Не молился за детей. Попускал своеволие детей, не смотрел, чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя.
Жестоко обращался с детьми, вымещая злобу, обзывал, проклинал.
Соблазнял детей своими грехами (руганью, сквернословием при детях, хранением дома бесстыдной литературы, просмотром безнравственных телепередач, интимными отношениями при детях, ходил дома в полуобнаженном виде).
Неразумно вмешивался в семейную жизнь детей, провоцировал ссоры в семье детей, разрушал их семью.
Согрешил: воровством, присвоением чужих, казенных вещей (выносил с работы), найденных (не стремился возвратить найденное хозяину), нанесением вреда чужом имуществу, пользованием ворованными предметами, скупкой и продажей их.
Святотатством (воровство церковного). Пристрастием к деньгам и богатству. Страстью к наживе. Получением прибыли неправедным путем. Неуплатой заработной платы работникам. Уклонением от оплаты долгов.
Бессмысленным собирательством и накопительством (денег, вещей). Тратил деньги на суетные дела, прихоти, развлечения.
Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг.
Желая обогатиться, давал деньги под проценты. Обсчитывал, обвешивал, выдавал плохой товар за хороший, назначал завышенную цену за товар, за услугу.
Согрешил: гордостью, приписыванием успехов себе, а не Божией помощи, высокомерием, властолюбием, любил поучать других, спорить. Никогда не просил прощения по гордости.
С раздражением принимал замечания, обижался, настаивал на своем мнении, критиковал только чужие недостатки и не замечал своих грехов.
Раздражался, гневался. Унижая ближних. Человекоугодничал, льстил, восхвалял человека из выгоды, одобрял его худые дела, лукавил, лицемерил.
Брезговал грязной работой. С презрением относился к нищим, калекам.
Согрешил: самолюбием, желанием чести, славы, благодарности, похвал, первенства. Презрением кого-либо и почитанием себя лучше других. Деланием добра напоказ, из корысти, по человекоугодию, а не во славу Божию.
Хвастовством перед людьми и любованием собой (остроумием, способностями, внешностью, одеждой).
Страстью к фотографированию, селфи, Выставлением себя напоказ в Интернете (и том числе в полуобнаженном и обнаженном виде).
Согрешил: завидовал чужому благополучию, здоровью, талантам, вещам и пр.
Радовался чужому горю. Не оказывал ближним сострадания, не помогал, когда просили, ленился навестить больного, одинокого и пр.
Не молился за живых и усопших. А ведь этим в первую очередь выражается наша христианская любовь к ближним.
Оправдывал свои грехи житейскими заботами, болезнями, занятостью и «что нас никто не научил» вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим).
Указать и другие грехи, какими согрешил.
Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, блуд мерзок и о нем надо говорить аккуратно. У апостола Павла сказано: блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас (Еф. 5, 3). Однако через журналы, рекламу, телевидение, Интернет блуд настолько вошел в жизнь даже самых юных, что блудные страсти многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо самому говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.
- Подробности
- Просмотров: 9617