В 1555 году к месту, где сейчас расположен Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь, причалил архиепископ Гурий, направленный царем Иоанном IV Грозным в присоединенные к Московскому государству земли Казанского ханства. Церковный историк А. Можаровский писал, что «для одержания окончательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно – мечом духовным, иже есть глагол Божий, победить верою, христианским православием». Таковую задачу и поставили перед архиепископом Гурием.
Место встречи знаменитой иконы было названо Владимирской горкой. В честь встречи городской святыни, по указумитропалита Тихона, в 1716г. была основана Сретенская мужская пустынь с храмом, посвященным иконе Владимирской Божией Матери.
Начало этой обители положили монах Иов, называемый в документах строителем, и 17 монахов, среди которых упоминаются также имена иеромонаха Иоила и иеродиакона Иакова.
В 1725 г. Сретенская Владимирская пустынь была присоединена к Троицкому мужскому монастырю. Со временем пустынь стала приходить в упадок и требовала значительного ремонта. Доход же Троицкому монастырю она доставляла весьма незначительный и была отчислена от Чебоксарского Троицкого монастыря. Владимирская пустынь оставалась приходской церковью.
Инициатором создания обители для женщин была игуменья Козмодемьянского женского монастыря Варвара, бывшей первой игуменией Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря, прибывшая в Казанский край из Рижской епархии. В пользу новой общины она передала 24 десятины земли, принадлежавших ее монастырю и находившихся в 12 верстах от Владимирской горки.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 мая 1899г. было определено: «Упраздненную Владимирскую мужскую пустынь, Чебоксарского уезда, обратить в женскую того же наименования чувашскую общину, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства, с причислением её к Козьмодемьянскому женскому монастырю».
По получении этого указа Высокопреосвященнейший Арсений сделал распоряжение, чтобы настоятельница Козьмодемьянского женского монастыря позаботилась о приспособлении Владимирской Чебоксарской пустыни к открытию в ней женской общины. В начале сентября работы к открытию женской общины были закончены.
Главный придел был назван в честь Владимирской Божией Матери, правый - в честь преп. Арсения Великого. Левый придел был освящен в 1862г. уже Высокопреосвященнейшим Афанасием, Архиепископом Казанским во имя Сретения Господня. Заведовала общиной монахиня Арсения. При общине в 1900г. открылась церковно-приходская школа для девочек-сирот.
Живое участие и поддержку в становлении жизни новой общины принимал архиепископ Казанский и Свияжский Арсений. Не случайно вновь восстановленный престол был освящен во имя Владимирской Божьей Матери и преподобного Арсения Великого. Таким образом, покровителем обители стал не только пользовавшийся в епархии чрезвычайным уважением архипастырь, но и небесный святой.
Особую роль в обустройстве общины сыграл один из богатейших чебоксарских купцов А.П Астраханцев. Он не только выделил необходимые средства на возведение новых и ремонт старых построек, но и лично наблюдал за ходом строительства. Во многом благодаря именно его усилиям, все необходимые работы по приспособлению бывшей пустыни к открытию женской общины были произведены в течение всего одного года.
К 1914г. в общине кроме трехпрестольного храма имелся деревянный больничный храм в больничном корпусе.
До 1917 г. здесь были построены несколько деревянных корпусов для монашествующих, а также различные хозяйственные постройки: просфорная, снабжавшая почти все городские церкви просфорами, живописная и чеканная, золотошвейная, где монахини шили церковные облачения. Были построены баня, скотный двор. При общине была устроена новая школа со специальной квартирой для учительницы. Ниже холма, близ реки был выкопан пруд для разведения рыбы, а на месте старых берез и ив в 1905 г. разбит плодовый сад. Примечательно, что лучшие городские сады богатейших горожан Астраханцева, Ефремова, Кушева, Эннатского вместе взятые, не могли сравниться ни по площади, ни по количеству фруктовых деревьев с садом общины. На участке земли в 1 десятину 450 кв. саженей произрастало 250 фруктовых деревьев, среди которых особое место занимали анис, антоновка, боровинка скороспелка и др. Интересно, что некоторые сорта плодовых деревьев ни у кого в Чебоксарах больше не выращивались.
В1924 Владимирская женская община получила статус самостоятельного женского монастыря. Викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий назначает настоятельницей и возводит в сан игумении монахиню Тамару (Сатси). За время существования общины в ней проживало более ста сестер.
Еще одной примечательной особенностью Владимирской горки, являлся некрополь, самый древний из имеющихся ныне на территории города. К сожалению сведений о первых захоронениях на этом месте не сохранилось. Известно лишь, что уже в 70-х годах XVIII столетия была предпринята попытка закрыть расположенное здесь кладбище, правда с оговоркой “погребение в означенной Владимирской пустыни мертвых человеческих тел допускать... только по знатности лиц, от которых может происходить вклад”. Уже в те далекие времена это место захоронения считалось почетным. Позволить себе заполучить здесь земельный участок могли лишь состоятельные граждане Чебоксар.
С именем одного из таких богатейших людей города - Прокопия Ефремовича Ефремова связано строительство на Владимирской горке уникального в своем роде архитектурного памятника - семейного храма-усыпальницы, в котором и нашли в начале 1900-х гг. покой сам Ефремов и его жена Екатерина Васильевна.
С 1920г. декреты Советской власти лишали Церковь всего имущества. Под давлением представителей Советской власти Чебоксарский женский монастырь существовал как религиозная община до января 1930г. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны все помещения.
В годы Великой Отечественной войны здесь размещалась авторемонтная мастерская. В послевоенное время в здании Владимирской церкви находилось архивохранилище, в котором были сосредоточены фонды учреждений советского периода. Затем оно использовалось под складские помещения.
После закрытия общины игумения Тамара с оставшимися сестрами поселилась недалеко от их бывшего монастыря у благочестивых верующих. В июне 1941г. игумения Тамара была арестована сотрудниками НКВД. Обвинение в шпионаже и антисоветской агитации игумения Тамара отвергала и виновной себя не признала. 31 июля состоялось судебное заседание. Суд приговорил игумению Тамару к 10 годам лишения свободы.
Игумения Тамара была этапирована в исправительно-трудовую колонию №1 Наркомата Юстиции, находящуюся неподалеку от города Алатырь Чувашской АССР. Заключенные занимались лесоразработками. Игумения Тамара пережила суровую зиму 1941-42-х годов, когда в период начавшейся войны с Германией в колонии наблюдалась массовая смертность заключенных, от голода и болезней. 1 Мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игумения Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле.
На заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия II 12 октября 2007 года игумения Тамара (Сатси) причислена к собору Новомучеников и исповедников Российских.
Русская православная церковь прошла нелегкий путь разорения и гонений.
С 1989г., когда был принят закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни. В 1989г. Протоиерей Григорий начал хлопотать о возрождении на «Владимирской горке» женского монастыря, В 1990г. Высокопреосвященнейший Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь.
В июле 1991г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению Архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы на основании постановления Священного Синода состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь».