Триединый Бог сотворил первого человека по образу Своему как родоначальника человеческого рода. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).
Человек по составу троечастен: имеет тело, душу и дух.
Тело человека, созданное из земли, оживотворяется душой. Душа приводит все тело, мысли и чувства в движение.
Человек имеет душу животную, чувственную, состоящую из раздражительной и вожделевательной частей. Но есть еще высшая часть души — дух бессмертный, разум и свобода воли. Слова вдуну в лице его дыхание жизни означают, что Бог дал человеку дух бессмертный.
При смерти тело и душа животная распадаются в прах, а дух не распадается, ибо он бессмертен, он возвращается к Богу, Иже даде его (Еккл. 12, 7). Без божественного духа и человек был бы животным. Дух дан Богом, чтобы управлять душой и телом. Это высшее начало в человеке. Дух человека есть орган богообщения. Проявления жизни его суть страх Божий, действия совести и жажда богообщения. Дух различает добро и зло, правду и ложь.
Человек не является ни только телом, ни одним духом; он — единство тела и духа.
При создании души человеческой Бог творил ее по образу Духа, вложив в нее образы и законы добродетели: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и другие добродетели.
Есть красота телесная, есть красота души. «Что такое красота души? — Целомудрие, скромность, милосердие, любовь, дружелюбие, доброделательство, повиновение Богу, исполнение закона, правда, сокрушение сердца. Это красота души. Она не от природы, а от воли» (свт. Иоанн Златоуст).
Человек сотворен по образу и подобию Божию.
По образу указывает на способность ума и свободу, тогда как выражение по подобию означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека.
Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало душу его необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все хорошо весьма (Быт. 1,31).
Господь не сотворил зла. Созданные Им мир и все живое изначально были добры и прекрасны.
Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом.
Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная. Таким образом, зло относится не к сущностям, а к личностям, хотя зло, безусловно, повреждает природу, которой овладевает. Мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19), — говорит Иоанн Богослов.
Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось на всей живой природе.
Демоны являются носителями всех зол на земле. Они — учителя всевозможного нечестия, страстей и пороков: убийства, гордыни, пьянства, прелюбодеяния и т. д. Необъятная гордость, которая не допустила и тени смирения и не давала места раскаянию, затворила для демонов навсегда горнюю обитель света; низринутые в бездну, в вечных узах мрака, они соблюдаются на суд Великого дня.
Бог сотворил человеческое естество, чтобы оно участвовало во всяком добре, ибо Бог есть полнота добра. Господь тем самым определил цель человеческого существования — богоуподобление.
В чем же заключается богоподобие? Ап. Павел отвечает: Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23). Последним же пределом богоуподобления является усыновление Богу. Человек должен стать по благодати тем, что есть Бог по природе.
Завет Бога и человека состоял в том, чтобы человек любил Бога и пребывал в послушании, а Бог со Своей стороны обетовал за это человеку жизнь вечную.
Все существо первого человека было чистым и святым. Ум человека был чистым, способным к глубоким познаниям. Воля его не знала внутренней борьбы между добром и злом, имела преимущественное стремление к добру. Бог дал человеку свободу, возвышая тем его над всеми неразумными тварями.
Адам и Ева имели райскую телесность, были наги и не стыдились. Неизреченная слава облекала и украшала их лучше всякой одежды. На земле они жили, как земные Ангелы, не знали чадородия, не чувствовали разделения полов, не имели семенной влаги, плотских вожделений. В раю процветало девство. Размножение рода человеческого могло быть духовным, как считает св. Максим Исповедник.
Живя в союзе с Богом, Адам жил в мире, звери были покорны ему, плоды земные возрастали в изобилии без трудов. Звери большие не трогали малых, не было мясоядения, не было громов, молний, болезней.
И такой рай Адаму надлежало распространить по лицу всей земли, дабы все обожилось: и земля, и небо, и вся тварь.
Но величайшая катастрофа в истории человечества совершилась.
Произошло преслушание заповеди Божией, нарушение союза твари с Творцом. Человек нарушил нравственный порядок. Впав в гордость и самомнение, он пожелал стать равным Богу и быть даже независимым от Самого Творца.
Возмущенное нравственное чувство открыло первозданным сознание их наготы, ставшей победным знаком чувственности и торжества плоти. Не нашли они себя преобразившимися в богов, а, стыдясь своей наготы, сшили смоковничные листья.
Человек отпал от Бога, света и жизни и оказался во власти лукавого, из состояния праведности, безгрешности, святости и блаженства пал в грех, тьму, смерть.
За преступлением последовало наказание.
Диавол был проклят. Адам должен был трудиться в поте лица, добывая хлеб насущный. За грех Адамов проклята земля. Терния и волчцы возрастит она теперь.
Жена наказана чадородием и обращением к мужу. Ева «жила до грехопадения подобно Ангелу, теперь осуждена на печали, и воздыхания, и деторождения, и страдания при этом. Потеряла Ева равночестие и стала подчинена мужу — после чревоношения, болезней, опять зачинает и терпит» (свт. Иоанн Златоуст).
Человеколюбивый Господь, по мнению святителя Иоанна Златоуста, желал, чтобы жена проводила жизнь без печали и болезни, жизнь, свободную от всякой скорби и страдания, хотел, чтобы она, облеченная в тело, не чувствовал ничего плотского. Но поскольку изобилие благ довело жену до такой страшной неблагодарности, то, чтобы не отдалась еще большему самоволию, Г осподь набрасывает на нее узду и осуждает на муки и воздыхания: умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя, в болезнех родиши чада (Быт. 3, 16).
После осуждения Адам и Ева были изгнаны из рая жить в мире сем, как изгнанники. Словно блудные дети, беглецы пошли в дальнюю сторону и там расточили имение свое, живя распутно (Лк. 15, 13).
С того момента, когда Адам и Ева услышали: Земля ecu, и в землю отыдеши, — они получили смертный приговор, стали смертными.
Возникла опасность, что может исчезнуть на земле человек. И здесь-то половая поляризация оказалась как бы спасательным кругом. Святые отцы высказывают мнение, что первоначальный замысел о человеке не предполагал разделение на полы, а способ размножения людей был бы таким, как и у Ангелов. Бог создал два пола в предведении возможности грехопадения, но именно только возможности, чтобы род людской не прекратил своего существования и после совершения греха.
Когда совершилось грехопадение, человек оказался защищенным от своего исчезновения полом.
Закон размножения человеческого рода, установленный Творцом, после падения стал законом смерти и рождаемости. Адам и Ева прежде смерти своей получили кожаные ризы - эту нынешнюю нашу природу, грубость тела. Следствием грехопадения стали также «телесная нечистота», связанная с детородной функцией у женщин, семенная влага у мужчин, а также вторичные половые признаки: растительность на лйце, подростковая лом-ка голоса, адамово яблоко (кадык).
Люди стали жить, как скоты, и рождать детей, подобно скотам: И человек в чести сый не разуме приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13).
Человек был сотворен богоподобным, но пал в жизнь биологическую, животную, в жизнь неразумных существ - животных. Святитель Григорий Нисский писал о новом состоянии человеческой природы: «...Половое влечение, зачатие, рождение, осквернение, питание грудью, а затем пищей и выбрасывание ее из тела, постепенное возрастание... старость, болезнь и смерть»... Оказавшись вне рая, без Бога и Его благодати, прародители впали в это животное состояние.
Человек из духовного сделался плотским. Вся прежняя иерархия перевернулась в человеке. Душа человека в основном подчинилась телу и его потребностям. Неразумная плоть стала управлять разумом, а разум стал жить пожеланиями плоти. Человеческая плоть сделалась «сподручной греху» (блж. Феофилакт Болгарский).
Священное Писание особенно предостерегает нас от чувственного греха: оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо (Прит. 4, 15). По словам праведного Иова, это — преступление, это — беззаконие, подлежащее суду (Иов. 31, 11). Апостол Павел предупреждает: блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4).
Вся история человечества наполнена примерами суда Божия над на¬родами за их распущенную жизнь.
Неудержимый грех стал причиной страшного бедствия, которое пережило человечество, — всемирный потоп.
Во дни Ноя люди грешили с ненасытностью. Грех стал способом их существования. Умножились блуд, мужеложство, скотоложство, всевозможные пороки и бесчинства, настало всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога.
Даже видя, что смерть настигает людей в 100—120 лет вместо прежних 800—900, люди не стали бороться с грехом, не стали каяться, обращаться к Богу, а ввергались диаволом в прежние грехи. Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит (Прит. 18, 3). «Страшно быть уловлену кознями диавола. Тогда душа уже запутывается как бы в сетях, и как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония грехов» (свт. Иоанн Златоуст).
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6, 5).
Оставался единственный исход для искоренения порока и неверия на земле — истребить все существующее человечество, всех людей, как негодную закваску, чтобы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия. Должен был погибнуть и животный мир, ибо нечестивые люди скотоложством осквернили и бессловесных тварей.
Научил сатана людей бунтовать против добра, и распространилось по всей земле развращение, а наказание — всемирный потоп.
Погибло все допотопное человечество, только восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге.
До сих пор на горе Арарат в Армении, во льдах, стоит Ноев ковчег, огромный деревянный корабль, немой свидетель страшного наказания Божия за беззакония человечества, и служит людям предостережением: если не покаетесь, все также погибните (Лк. 13, 3).
Ученые ищут причины этого уникального, неповторимого происшествия в законах природы. А причины - в нравственной испорченности людей и в силе Всемогущего согласно написанному: И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт. 6, 13). Попрание закона морального вызвало самое огромное, самое катастрофическое явление природы в истории рода людского.
Вот еще свидетельство из Священного Писания, о том, как Господь призывал людей к целомудрию и чистоте жизни.
Следующий пример из Священного Писания. Пять городов: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сегор (Быт. 24—29; Втор. 29, 23) — были истреблены серой и огнем. Население этих городов отличалось возмутительным растлением нравов, омерзительными и противоестественными пороками. Человек отпал от Бога, окончательно развратился и оказался не в состоянии выполнять ту задачу, для которой был создан, не смог реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению. Дальнейшее его существование стало бессмысленным. Зло достигло такой степени, что ожидание исправления уже было бесполезным, а отложение казни — опасным. Сейчас на месте этих городов, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей (Втор. 29, 23), находится Мертвое море. Ни одно живое существо не водится в водах этого моря, все вокруг него мрачно и бесплодно. За грехи людей Бог поразил и самые недра земли. «Так как люди, насе¬ляющие эту землю, принесли много плодов беззакония, то и земные плоды Господь сделал непригодными к употреблению, чтобы истребле¬ние плодов земных служило памятником для последующих поколений и чтобы бесплодие земли всем напоминало о беззаконии обитавших здесь людей» (свт. Иоанн Златоуст).
Когда Бог вывел израильтян из Египта, то заповедал им беспощадно истреблять по пути целые племена и народности языческие. За то, что в этих племенах процветал разврат, мужеложство и скотоложство, Господь признал их негодными к жизни, а еврейский народ соделал мечом Своек гнева. Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь - чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой (Втор. 7, 1-2, 16).
Телесная нечистота ведет к таким разрушительным последствиям, так коверкает судьбы последующих поколений, что даже на богоизбранный народ за грех блуда Бог «воспламенялся гневом». Так, Библия рассказывает, как однажды, когда Израиль жил в Ситтиме и блудодействовал с дочерями Моава, огонь уничтожил 23 тысячи прелюбодеев. А еще одну тысячу побил камнями сам народ (Чис. 25, 1—9; 1 Кор. 10, 8).
Добро и святость привлекают покров Божий, а нечестие несет поражение.
В одну ночь Архангел Михаил поразил у стен Иерусалима 185 тыс из войск ассирийского царя Сеннахирима, хуливших Бога (4 Цар. 19, 35. Ис. 37,36). А Иудею Г осподь избавил от врага за благочестие царя Езекии. который и среди народа иудейского утверждал благочестие.
На примере исторического пути еврейского народа в Библии показано действие нравственного закона, установленного Богом, и преподается урюк всем другим народам.
За попрание заповедей Божиих, за прелюбодействои и идолопоклонничество Господь попустил сначала разделение единого царства на два — Иудейское и Израильское, а затем предал жителей их в руки иноплеменников. Израильское царство было завоевано ассириянами, десять колен евреев были уведены в плен, смешались с другими народами, растворились, и исчезли. А Иудея подпала под власть вавилонского царя Навуходоносора, который сжег храм Иерусалимский, разрушил Иерусалим и увел его жителей в плен в Вавилон.
На реках Вавилонских иудеи плакали о том, что потеряли покров Божий за грехи свои и стали рабами в чужой земле. И за покаяние была милость. Кир, царь персидский, позволил пленным вернуться в Иерусалим и восстановить храм (1 Езд. 1,1—3; 2, 1—64). Пришло из плена 42360 человек. Какой малый остаток народа! А ведь еще при Моисее было только мужей 600 тысяч, а всего народа около трех миллионов человек, и это при том, что входило во Египет лишь 75 душ. За 430 лет плена египетского народ так размножился. А сколько было бы народа, если бы жили в благочестии и чистоте! Так злые нравы, служение диаволу, развращение и богоборчество лишают народ благословения Божия и наводят бедствия и пагубу.
Пророк Моисей предупреждал, что за преступления, за оставление закона Божия Бог возвратит еврейский народ в Египет, в страну рабства. И действительно, в 70 г. по Р.Х. евреи пережили жуткую трагедию.
Римляне опустошили страну, сожгли Иерусалимский храм. Страна Обетованная, столь обильная, что Священное Писание именует ее текущею медом и млеком, утратила свое благословенное плодородие и превратилась в пустыню. Народ оказался в рассеянии. Более миллиона иудеев погибло, около ста тысяч взяты в плен и проданы в рабство в Египет.
Наказание иудеев постигло за то, что они распяли Богочеловека, отвергли Его высокую проповедь о чистоте, святости. Еврейский историк Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100) писал, что богоотступники ввели в Иерусалиме пороки и беззакония, превосходящие Содом и Гоморру, — и римляне, разрушив 70-м году Иерусалим, таким образом отсрочили конец света, который неизбежно последовал бы как наказание за грехи.
Так что причина поражения иудеев не в численном превосходстве римской армии, а в том, что Бог отвернулся от еврейского народа за тяжкие грехи и за богоубийство.
И в исторические времена за содомские грехи и разврат целые города истреблялись с лица земли. Так, в XIV в. обратились к Тамерлану за помощью женщины Багдада и Дамаска. Они жаловались на своих мужей, которые погрязли в мужеложстве. «Железный хромец» немедленно произвел расследование, на котором развратники признались в скотских грехах. Тогда Тимур дал приказ своим военачальникам: «Пусть каждый из воинов моей 700-тысячной армии в течение двух дней принесет отрубленную голову мужеложника. Если какой воин пожалеет злодея, пусть сам останется без головы». И выложили семь пирамид из голов, по сто тысяч в каждой — в назидание потомкам. В память об этом событии известный русский художник Верещагин написал картину «Апофеоз войны».
Грех не остается без наказания ни в одной эпохе, ни в одном периоде истории.
Преступление заповедей Господних, творение всякого нечестия неоднократно приводили русский народ к великим бедствиям. И подобно тому, как в народе избранном была видна карающая рука Господня за грехи его и помилование от Господа за покаяние, так и в истории русского народа посылаемые Богом бедствия служили средством отрезвления от греховного сна, приводили к глубокому покаянию, возвращению к истинной вере.