Елиcавета Дмитриевна Блохина родилась 14/27 августа 1843 года в посаде Большая Соль Костромской губернии и происходила из купеческого сословия. Семья была многодетной, благочестивой, и начатки христианского воспитания, привитые родителями, принесли свои плоды. Сестра игумении Варвары, Любовь Дмитриевна Блохина, также впоследствии стала известной подвижницей, была пострижена в монашество с именем Арсения, возведена в сан игумении.
Елиcавета Блохина с самого детства была глубоко верующим человеком, проявляла интерес к иноческой жизни, сторонилась детских игр и забав. Особенно будущая подвижница любила бывать в костромском Анастасиином Крестовоздвиженском женском монастыре. Именно в эту обитель она и поступила 14 марта 1853 года в девятилетнем возрасте по благословению епископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского). В 1863 году, после объединения двух монашеских обителей Костромы, монастырь получил название Богоявленско-Анастасиин. Матушка прожила в данной обители 34 года, несла клиросное послушание, трудилась в золотошвейной мастерской, занимала должности помощницы уставщицы и ризничей, в совершенстве изучила церковный устав и обиходное пение, давала уроки рукоделия в монастырском училище, слушала лекции по медицине. Во время русско-турецкой войны, получив диплом сестры милосердия Российского общества Красного Креста, она ухаживала за ранеными в устроенном при монастыре госпитале. В 1868 году Елиcавета Блохина была облачена в рясофор, а 12 августа 1887 года пострижена в монашество с именем Варвара в честь святой великомученицы Варвары.
В 1888 году матушка была переведена в местечко Иевве на северо-востоке Эстляндии, в двадцати двух километрах от которого, посреди обширной равнины, возвышался тремя уступами величественный живописный холм, носивший в древности название Куремяги (в переводе с эстонского — «Журавлиная гора»). Это место издавна почиталось верующими. В XVI веке, в утешение эстонскому народу, страдавшему от многовековой непосильной борьбы с тевтонскими рыцарями, здесь явилась Божия Матерь. Пресвятая Богородица освятила Своим пришествием источник у подножия горы, а на древнем дубе оставила в благословение образ Своего Преславного Успения. С тех пор местные жители прозвали гору Пюхтицкой, то есть Святой, у дуба построили деревянную часовню, а затем возвели Успенскую церковь, где поставили обретенную икону. Отовсюду шли сюда люди, чтобы поклониться образу, дарованному Царицей Небесной, омыться в животворящих водах источника, прославившегося многими чудотворениями и исцелениями.
В 1882 году с целью духовного просвещения населения Прибалтики было основано Православное Прибалтийское братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В июле 1887 года в местечке Иевве открылось отделение Братства, при котором действовали домовая церковь, школа, аптека, небольшая благотворительная лечебница, детский приют. Деятельное участие в этих событиях принимала и тогдашняя настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игумения Мария (Давыдова), являвшаяся одной из учредительниц Отделения. 25 августа 1888 года монахиня Варвара (Блохина) по распоряжению священноначалия и своей настоятельницы была направлена в Эстляндию и назначена старшей сестрой Иеевенской лечебницы. Ей предстояло устроить на Пюхтицкой горе женскую монашескую общину и перевести туда благотворительные учреждения из Иевве. Открытие общины состоялось в 1891 году, 23 октября 1892 года указом Святейшего Синода она получила статус монастыря, а 31 января 1893 года в Санкт-Петербурге епископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым) монахиня Варвара (Блохина) была возведена в сан игумении. На торжестве присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, эстляндский губернатор князь С. В. Шаховской, за богослужением в алтаре молился протоиерей Иоанн Сергиев, ныне прославленный Церковью святой праведный Иоанн Кронштадтский.
За время настоятельства матушки в Пюхтицах число сестер увеличилось с 16 до 240, были воздвигнуты каменный храм, трапезная, корпуса для келий, богадельня, приют для сирот на 25-30 детей и другие строения. При обители открыли двухклассное училище на 50 учащихся, медицинская помощь в монастырской лечебнице оказывалась бесплатно, в приюте воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам, предусмотренным программой церковно-приходских школ, а также рукоделиям, иконописному и золотошвейному мастерству. 6 августа 1896 года при лечебнице была учреждена община сестер милосердия под покровительством Российского общества Красного Креста, в которой обучались пюхтицкие послушницы и воспитанницы приюта. Так за несколько лет на Богородицкой горе при непосредственном участии игумении Варвары вырос монастырь, в котором подвиг иноческой жизни соединялся с воспитанием сирот и врачебной помощью недугующим, а любовь к Богу, выражавшаяся в непрестанной молитве, соединялась с деятельной любовью к ближним. Священноначалие Русской Православной церкви высоко оценило труды матушки: 15 августа 1893 года, в праздник Успения Божией Матери, при многочисленном стечении молящихся епископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) возложил на игумению Варвару высокую награду – наперсный крест.
Огромную роль в деле строительства Пюхтицкой обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовной дочерью которого стала мать Варвара. Первые 70 сестер обители были крестницами отца Иоанна и его духовными чадами. «Не забывайте, для чего вы собрались и живете в обители: не для покоя и наслаждения телесного, а для трудов и подвигов молитвы, воздержания, труда телесного и духовного, размышления о будущих вечных благах, уготованных любящим Бога в Царствии Небесном. … Воскрыляйтесь будущими надеждами, а не на земле ждите утешения и наслаждения, ибо видимое, земное, – временно и скоро пройдет, а невидимое, небесное, – вечно. Приготовьте сердца ваши в жилище Богу – верою, любовию, кротостию, смирением, воздержанием, терпением, послушанием, чистотою и целомудрием, взиранием к небесным благам непреходящим, неветшающим»,– наставлял отец Иоанн матушек.
Между тем игумению Варвару (Блохину) ждали новые труды: она была переведена в Казанскую епархию и определением Святейшего Синода от 23 октября 1897 года была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря. После переезда в Козьмодемьянск и вступления в должность 18 июня 1898 года игумения Варвара начала обустраивать Троицкую обитель по образцу Пюхтицкого монастыря, чему способствовало и то, что часть насельниц Пюхтицкой обители, среди которых была и сестра матушки монахиня Арсения (Блохина), последовали за своей настоятельницей в Казанскую епархию. Трудами игумении Варвары в Козьмодемьянском монастыре было выстроено новое здание церковно-приходской школы, получили развитие золотошвейное и белошвейное рукоделия, иконопись, столярное, башмачное, чеканное ремесла. В обители действовали больница, гостиница для паломников, живописная школа, монастырское училище, богадельня, в 1902 году открылся приют для детей сирот. 2 мая 1910 года Высокопреосвященнейшим Иаковом (Пятницким), архиепископом Казанским и Свияжским, в Свято-Троицком храме монастыря после ремонта был освящен придел во имя пророка Божия Илии. Согласно историческим источникам, посмотреть на недавно назначенного в Казань Владыку, помолиться с ним, принять от него благословение собралось множество верующих.
20 мая 1899 года по прошению игумении Варвары согласно указу Святейшего Синода к Козьмодемьянскому Свято-Троицкому монастырю была приписана Владимирская Чебоксарская женская монашеская община, учрежденная на месте ранее упраздненного Сретенского мужского монастыря. В ней располагалась каменная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Сретения Господня и во имя преподобных Варлаама и Иоасафа индийских. Домовая церковь во имя святого апостола Иакова и святой преподобномученицы Евгении была освящена здесь Преосвященным Михаилом, епископом Чебоксарским, позднее, 8 мая 1910 года. В отчете в Святейший Синод за 1901 год архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева), переведенного в Казань 4 октября 1897 года, о Чебоксарской общине говорилось: «Помимо дома, выстроенного ко дню открытия общины для монашествующих, воздвигнут с той же целью другой, дом довольно поместительный, устроена новая школа и квартира для учительницы, баня и другие службы, словом – община успешно обстраивается. В ней и храм весьма благоустроен и производит своим внутренним видом отрадное впечатление, хотя по объему небольшой и не всегда может вместить желающих помолиться в нем. Обитель эту полюбили чуваши, они посещают ее весьма часто и в большом количестве. Начальница общины и монашествующие принимают инородцев с любовью, ласково, обедают с ними, а некоторых бедных, нуждающихся, и питают. В деле благоустроения общины весьма живое, непосредственное участие принимает игумения Варвара, начальница Козьмодемьянского монастыря, в ведении которой находится община эта».
Уже на рубеже ХХ века Козьмодемьянский Свято-Троицкий женский монастырь по своему значению не уступал штатным обителям Казанской епархии, имевшим многовековую историю. По числу монашествующих он занимал второе место после Казанского Богородицкого женского монастыря. В 1904 году в Троицкой обители проживали 1 игумения, 36 монахинь, 274 послушницы, в 1916 году — 1 игумения, 55 монахинь, а всего (учитывая насельниц Чебоксарской общины) — 435 человек. Росло и число учащихся монастырской школы. В 1898 году в ней обучалось 40 девочек, в 1904-м — 68. С 1898 года и до самой своей кончины игумения Варвара (Блохина) была попечительницей школы, на монастырские средства девочек обучали рукоделиям. В 1906 году при посещении школы архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) констатировал, что устроена она по всем правилам, а учителя – одни из лучших в епархии.
Под руководством игумении Варвары Свято-Троицкий монастырь, как и другие монашеские обители Марийского края, вел широкую благотворительную деятельность. В ходе богослужений здесь собирались средства на общецерковные и епархиальные нужды. Например, деньги перечислялись в пользу церквей и школ для переселенцев в Зауральской епархии, на восстановление собора Ферапонтова Белозерского монастыря, улучшение быта православных паломников в Палестине, содержание храма Гроба Господня в Иерусалиме, восстановление Православия на Кавказе, распространение христианства между язычниками Империи, строительство храма святителя Николая Чудотворца в Бари, содержание служащих Казанской Духовной консистории, на церковно-приходские школы и миссионерские нужды Казанской епархии. Обитель участвовала и в социальных программах, собирая средства в пользу Казанского училища глухонемых, обществ Белого и Красного креста, детей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей, общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, а также на другие нужды. Монастырь играл заметную роль и в обыденной жизни столицы Козьмодемьянского уезда. Например, немалая часть жительниц города ходила в одеждах, изготовленных в обители, а радующие глаз вышивки, выполненные насельницами монастыря, и поныне можно увидеть в музее купеческого быта города Козьмодемьянска.
Многотрудная жизнь игумении Варвары (Блохиной) завершилась 23 декабря 1915 года(ст.ст.). Матушка была похоронена на территории монастыря близ алтаря Троицкого храма. По одной из версий в первые годы советской власти, еще до закрытия обители, по требованию властей честные останки игумении Варвары вместе с другими усопшими насельницами были перенесены на городское кладбище Козьмодемьянска. По другим данным могила подверглась разорению во время разрушения Троицкого монастырского храма в 1950-е годы и строительства на этом месте школы-интерната. Место последующего захоронения останков игумении Варвары в настоящее время не известно.