Храм Преображения Господня

Храм Преображения Господня - бывшая церковь Владимирской иконы Божьей Ма­тери. Трехпрестольный храм, характерный памятник архитектуры "московского барокко". Сохраняя общие художественно-композиционные черты данного стиля (восьмерик на четверике, с гребешковым завершением карниза, характерные восьми­гранные окна верхнего света на южном и северном фасадах), сооружение имеет весьма аскетичную де-корировку: углы основных объемов решены лишь в виде лопаток, крайне скупа отделка оконных про­емов. С западной стороны к храму примыкает шат­ровая колокольня. Удачно найденные древними зод­чими пропорции архитектурного комплекса церкви, венчающей холм, придают ей чрезвычайно вырази­тельный и монументальный облик при фактически весьма скромных объемах. Мастерство и тонкое природное чутье строителей позволили им создать на редкость гармонирующий с природой памятник, прекрасно воспринимающийся практически с любой точки обзора.

Согласно описи храма, составленной в 1920 г., в нем насчитывалось до 70 икон, многие из которых имели серебряные и позолоченные оклады, отделанные драгоценными и полудрагоценными камнями, а также богатые деревянные рамы. На храмовой колокольне было установлено шесть колоколов. Из них два самых крупных весили 49 и 35 пудов.

В советский период храм использовался под различные хозяйственные нужды. Так, 8 июля 1925 г. решением Малого Президиума Исполни­тельного Комитета Чувашской АССР здание церкви было передано под первый в городе пионерский клуб. Однако открыт он все же был в другом месте. В годы Великой Отечественной войны здесь разме­щалась авторемонтная мастерская. В послевоенное время в здании Владимирской церкви находилось архивохранилище, в котором были сосредоточены фонды учреждений советского периода. Затем оно использовалось под складские помещения.

После передачи участка Владимирской гор­ки Чебоксарско-Чувашской епархии здание храма было восстановлено и вновь освящено в 1990 г., а с открытием здесь Спасо-Преображенского женского монастыря отдано в его распоряжение.

Центральный предел – в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа – украшает четырехъярусный иконостас, увенчанный распятием. Первый ярус расписан в 1990-1991 годах местным иконописцем Геннадием Яковлевым. Иконы третьего и четвертого ярусов писаны мастерами 18-19 веков – это дар монастрыю от митропалита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. Божией милостью в алтаре центральной части храма сохранилась старинная фреска – «Господь Вседержитель».

В 1996 году обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий ||

Глава русской православной церкви преподнес в дар монастырю икону cвятого праведного Иоанна Кронштадского, которая нашла достойное место в центральной части храма.

Здесь же находится икона Иверской Божией Матери привезенная с Афона, икона преподобного Сергия Радонежского, Николая чудотворца, Иоанна многостродального (Киево-Печерского) с частицами мощей. И множество других почитаемых икон.

Правый предел храма посвящен иконе Владимирской Божией Матери. Здесь тоже по милости Божией сохранился большой фрагмент росписи 19 века – Бог Саваоф. По характеру со­хранившегося изображения - это поздняя академи­ческая живопись, выполненная, очевидно, на рубеже XIX-XX вв. масляными красками. А Горнее место теперь украшает икона «Господа Вседержителя» современного софринского письма. 

Женские монастыри всегда находились под покровом Богородицы. Коснулась благодати и наша обитель – в июне 1995 года замироточили иконы Спасителя и Почаевской Божией Матери, что в правом пределе храма, на иконостасе. Чудо мироточения – сведетельство того, что не оставляет нас Господь и Царица Небесная своими милостями, укрепляя в вере,  давая надежду на спасение.

Левый предел посвящен преподобному Серафиму Саровскому. В этой части храма находится одна из священных реликвий монастрыря - икона преподобного «молитвенный подвиг на камне», отображеная в 2003 году на стекле. И ликов преподобного Серафима Саровского в храме стало два: один – рукатворный, другой – нерукатворный.  

В этом же пределе находится икона преподобномученицы игумении Тамары и святыни из храма Гроба Господня в Иерусалиме.

 

Настоятельские покои с домовой цер­ковью во имя преподобного Сергия Радонежского

 

Настоятельские покои с домовой цер­ковью во имя преподобного Сергия Радонежского (1909) - единственный сохранившийся в Чебоксарах  образец каменно-деревянной постройки с обильным резным декором. Из всех зданий бывшей женской общины уцелел лишь этот дом. Первона­чально, при постройке сооружения, размещенный внутри него храм был освящен во имя апостола Иакова и преподобной мученицы Евгении. Несмот­ря на сравнительно небольшой объем помещения церкви, в ней находилось до 40 икон, среди которых была одна древнего письма - Благовещения Божьей Матери. В советское время постройка длительное время использовалась как студенческое общежитие. Новое освящение храма состоялось в 1992 г.  

Сейчас в этой церкви проходит пострижение в монашеский чин.

В храме хранятся святыни – частицы мощей прп. Сергия игумена Радонежсского и его родителей - Кирилла и Марии; святого Симеона Верхотурского, преподобных Моисея Угрина и Авраамия трудолюбивого, священомученика Харлампия, 14 000 мучеников младенцкв, от Ирода в Вифлееме убиенных; преподобной Софии Суздальской и преподобных матерей Дивеевских – Александры, Марфы и Елены.

 

Часовня упокоения отцов, братий и сестер святой обители сия 

Еще одной примечательной особенностью Владимирской горки, явля­ется некрополь, самый древний из имеющихся ныне на территории города. К сожалению сведений о пер­вых захоронениях на этом месте не сохранилось. Известно лишь, что уже в 70-х годах XVIII столе­тия была предпринята попытка закрыть расположен­ное здесь кладбище, правда с оговоркой “погребение в означенной Владимирской пустыни мертвых чело­веческих тел допускать... только по знатности лиц, от которых может происходить вклад”. Уже в те далекие времена это место захоронения считалось почетным. Позволить себе заполучить здесь земель­ный участок могли лишь состоятельные граждане Чебоксар.

С  именем одного из таких богатейших людей города - Прокопия Ефремовича Ефремова связано строительство на Владимирской горке уникального в своем роде архитектурного памятника - семейного храма-усыпальницы, в котором и нашли в начале 1900-х гг. покой сам Ефремов и его жена Екатерина Васильевна.

Грянувшая революционная эпоха существен­ным образом повлияла на судьбу этого старинного городского уголка и его обитателей: прекратила свое существование монашеская община, усыпальница стала использоваться для хозяйственных нужд, было стерто с лица земли и кладбище...

В июле 1993 года была построена часовня в древне-русском стиле, которую увенчивает купол с крестом - в память здесь погребенных отец и братий, сестер и благотворителей святой обители сия.

Вновь появилось монастырское кладбище, где покоются – протоиерей Иоанн Рузавин (1914-1994), бывший секретарь митраполита Варнавы и дядя игумении Сергии. Несколько насельниц монастыря. Также покоются останки людей, обнаруженные в ходе проводившихся на Владимирской горке строительных работ. По свидетельствам очевидцев погребальные склепы были обнаружены в районе современных монастырских ворот, а также несколько метров севернее малой часовни.   

 
Часовня на святом источнике

Часовня была построена в 2007 году и освящена митропалитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь иконы Владимирской Божией Матери. На молебен к иточнику приходят на праздники - Крещения Господня, Святого Духа, Владимирской Божией Матери. Так же источник освящается в праздники - прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и на престольный праздник Преображения Господня. В эти дни можно брать святую воду с источника и окунаться в купели.

К часовне можно дойти от храма мимо уличного киоска по узкой тропинке, мимо зеленого здания к колодцу, дальше мимо деревяного дома "милосердия", пройдя через калитку, а дальше по тропинке в лес.